Выставка герхарда рихтера в еврейском музее. Познать реальность через абстракцию: открылась выставка Герхарда Рихтера. Почему стоит сходить на выставку герхарда рихтера

«Абстрактные произведения показывают вещи, которых не существует». Герхард Рихтер - один из самых авторитетных современных художников в мире. Центральная тема его творчества уже более 50-ти лет - архисложна: поиск всеобъемлющего образа восприятия нами нашей реальности. Исследованиям Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция, которая открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Рассказывает Станислав Дорэ.

Герхард Рихтер один из самых знаменитых и авторитетных художников в мире. Его познание реальности происходит через абстракцию. Он с самого начала решил играть по своим правилам, отбросив за ненадобностью понятия «композиция» и «цветовое сочетание». Его творческие поиски увенчались успехом. Финансовым, в том числе. Рихтер еще и один из самых дорогих современных художников в мире. Впрочем, сам мастер очень часто обижается, что больше всего журналистов интересуют заоблачные цены на его работы.

Бешеные ценники на аукционах сам Рихтер считает показателем управляемости людей и сетует, что популярность и ажиотаж отвлекают от главного - от смыслов. Впрочем, многие думают, что мастер лукавит, ведь не просто так он создает фотокопию каждой своей абстрактной работы. Он их и на выставках наряду с оригиналами показывает и с таким же успехом продает.

«Это фантастический человек, который, помимо своего художественного творческого стимула, еще и огромной организации личность. Все очень правильно каталогизировано, и этот способ, так скажем, производства нескольких фотокопий - по сути, это один из вариантов, как подешевле продать работу. Но с другой стороны, насколько мне известно, Рихтер делает это для полноты подхода к работе. Потому что живопись невозможно повторить, а фотокопия оставляет след», - говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Работы Герхарда Рихтера в отличие от большинства абстракционистов почти всегда со смыслом, подтекстами. Например, в основе этой инсталляции, которая называется «Биркенау» и которая включает в себя живопись, фотокопии и 90 миниатюрных фрагментов абстрактного целого, лежат фотографии, снятые узником концлагеря в августе 1944 года.

«Рихтер решил отказаться от реалистического переосмысления. Ему кажется, что попытка показать крупнейшую драму таким обычным способом в наши дни, будет выглядеть жалкой. Язык беспредметной живописи точнее передает эмоции и ощущение трагедии», - добавляет куратор выставки Пол Мурхаус.

Как-то художник признался, что почти ничего не знает о реальности и не доверяет прямому изображению, привычной картине мира. Он выходит за ее пределы - в мир своих чувств и эмоций, в то, что ему лично представляется. Но, в отличие от другого гения абстрактной живописи Джексона Поллока, Рихтер не привык работать в потоке. Он по-немецки скрупулезен и доводит свою абстракцию до совершенства, вновь и вновь возвращаясь к работе, пока не поймет, что добавить ему больше нечего, и ее можно показывать людям, которые, к слову, не всегда способны так тонко чувствовать и отличить совершенную осмысленную абстракцию от той, что создана в «потоке» и без каких-либо подтекстов.

Прежде чем перейти непосредственно ко всем достоинствам выставки, стоит провести небольшой экскурс в мир современного искусства и рассказать, что из себя представляет личность художника Герхарда Рихтера, и почему так важно непременно увидеть его работы до 5 февраля включительно (а именно тогда заканчивается его выставка) в Еврейском музее и центре толерантности.

Немецкому художнику Герхарду Рихтеру сейчас 84 года и он самолично планировал присутствовать на открытии выставки в Москве, правда, в последний момент визит сорвался из-за запрета врачей на перелеты, что, конечно, весьма обидно. Не каждый же день открывается экспозиция самого дорогого и успешного мастера современной немецкой живописи. Сейчас произведения Герхарда Рихтера находятся в собрании крупнейших музеев Европы и еще два месяца будут доступны в Москве.

Так какие же работы маэстро представили кураторы столичным посетителям? Первое и, пожалуй, самое главное, что надо знать о выставке - это не ретроспектива: организаторы решили, что было бы слишком банально представить творчество художника в линейном формате. Основной замысел иной - сделать упор на развитие абстрактного компонента в его работах. И, кажется, это оказалось самым правильным решением: по крайней мере это прекрасно укладывается в концепцию всего художественного пути самого маэстро. Как он часто говорил: "Образ - одна из важнейших тем моей жизни. Я не могу сказать, что не доверяю реальности. Я знаю о ней очень мало. Но я не доверяю тому изображению реальности, которое мы создаем при помощи своего восприятия".

На что в первую очередь стоит обратить внимание на выставке? Одной из самых ярких работ Рихтера без преувеличения можно назвать серию "Биркенау", которая представляет собой четыре больших абстрактных полотна. История их создания трогает до глубины души: художник написал ее в 82 года, пораженный снимками, увиденными в 2007 году. Это были кадры, тайно сделанные в 1944 году в концентрационном лагере одним из членов зондеркоманды, в чьи обязанности входила ликвидация трупов узников, умерщвленных в газовых камерах.

Рихтер вынашивал идею создания серии "Биркенау" целых 7 лет, пока мир в 2014 году не увидел его произведение. Сам маэстро, оценивая свою работу над этой серией, всегда призывал помнить, что любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко. И надо быть готовым к тому, что полотна из серии "Биркенау" действительно очень далеки от своих фотоисточников (которые также вместе с 93 деталями этих снимков входят в инсталляцию), но это не мешает глубокому психофизическому воздействию картин на зрителя, скорее даже наоборот. Многие современные искусствоведы относят серию "Биркенау" Герхарда Рихтера к наиболее значимым произведениям искусства последних лет.

Фрагмент работы "Биркенау". Фото: JEWISH-MUSEUM.RU

Кроме того, на выставке в Еврейском музее и центре толерантности можно увидеть и другие знаковые произведения мастера, которые иллюстрируют важные этапы творчества и разнообразие техник. Это и Gray (1973), и Aladin (1999), и Haggadah (2006), а также коллекция "Абстрактной живописи" (2016).

Расписание:

Показ документального фильма

Художник Герхард Рихтер (Германия, 2011).

Режиссер Коринна Бельц.

Продолжительность: 1 час 37 мин.

Лекция: "Неспособность скорбеть. Немецкое искусство после 1945 года и незажившие раны прошлого".

Лектор: куратор, научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Данила Булатов.

Лекция: "Наследие Германии и Надежда Мастера: Герхард Рихтер в Еврейском музее".

На первой масштабной выставке Герхарда Рихтера в России представят работы, которые художник нарисовал с 1973 по 2016 год. В список картин вошли произведения, которые выполнены в разных техниках и демонстрируют различные этапы его творчества. Это Gray (1973), Aladin (1999), Haggadah (2006) и коллекция «Абстрактной живописи» (2016).

Источник: gerhard-richter.com Haggadah (2006)
Источник: gerhard-richter.com Strip (2013)

В центре экспозиции — инсталляция «Биркенау», которую Рихтер создал в 2014 году. Это четыре широкоформатных абстрактных полотна, написанных под впечатлением от фотографий, которые в августе 1944 года сделал узник концлагеря. Помимо картин в инсталляцию входят сами фотографии, а также 93 детали со снимков. В Еврейском музее называют эту работу наиболее значимым произведениям искусства последних лет.

Источник: gerhard-richter.com Birkenau (2014)

Куратором выставки выступил искусствовед, старший куратор национальной портретной галереи в Лондоне Пол Мурхаус. Выставка Герхарда Рихтера в Москве будет идти до 5 февраля 2017 года.

Герхард Рихтер родился в Дрездене в 1932 году, в 29 лет эмигрировал в Западную Германию. Первые картины, основанные на фотографиях, он написал в 1962 году. Он брал за основу фотографии из журналов, семейного альбома, а также у друзей и знакомых и превращал собранный материал в живописные портреты, пейзажи, натюрморты и городские панорамы.

«Ранние фигуративные произведения художника, представляющие собой всеобъемлющий и многогранный образ мира, создали, собственно, его репутацию. С произведений, в которых изображаемое размыто, искажено, начинается исследования Герхарда Рихтера сложных, многогранных взаимоотношений реальности и воспринимаемого образа», — говорят в Еврейском музее.

Герхард Рихтер — лауреат многих художественных премий. Так, в 1985 году ему вручили премию Оскара Кокошки, а в 1997 году он получил Золотого льва Венецианской биеннале.

Немец занимает второе место в рейтинге самых дорогих из ныне живущих художников, уступая лишь Джеффу Кунсу

Еврейский музей и центр толерантности
9 ноября 2016 – 5 февраля 2016
г. Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А

Еврейский музей и центр толерантности покажет в конце осени выставку «Абстракция и образ», работы которой будут отражать все этапы творческого пути художника – от фигуратива и неоэкспрессионизма к абстракции. С 1973 года по 2016-й. Куратором московской выставки стал Пол Мурхаус, искусствовед и старший специалист по искусству XX века из лондонской Национальной портретной галереи.

Работ будет довольно много. Но акцент устроители сделают на серию из четырех масштабных живописных абстракций «Биркенау» (2014). Она написана под впечатлением от фотографий, сделанных в концлагере Биркенау в 1944 году. Абстракции выставляются вместе с фотографиями и фрагментами этих снимков, образуя единую инсталляцию.

Высокая узнаваемость абстракций Рихтера обеспечивается его необычной авторской техникой. Известно, что художник наносит на светлый фон разные краски, а потом с помощью огромного «шпателя» и «скребка» (говорят, что он размером с бампер автомобиля) разносит краски по холсту. За счет перемешивания и неравномерного соскребания слоев краски получаются замысловатые и хорошо узнаваемые цветовые переходы и образы.

Рихтер – художник удивительного таланта и удивительной судьбы. Его карьера – яркая иллюстрация того, как стремительно может происходить процесс признания и как много времени порой требуется кураторам и рынку, чтобы рассмотреть талант. Это сегодня аукционный оборот произведений Рихтера сопоставим с оборотом Пикассо и Уорхола . Работы немца стоят миллионы, порой десятки миллионов долларов . Но получаться все началось лишь 20 лет назад, после того, как нью-йоркский музей современного искусства закупил серию работ Рихтера. До этого же его карьера развивалась весьма скромно и без особого успеха. Весьма показательна в этом смысле история его ныне знаменитой серии картин «Свечи» - фотореалистичных, но размытых изображений горящей стеариновой свечи. В середине 1980-х годов на выставке в галерее Макса Хецлера в Штутгарте за эти картины просили менее 6000 долл. И, говорят, что никто так и не купил. Но уже в 2010-х годах прозревшие коллекционеры выкладывали за эти работы по 16 000 000 долл.

Владимир Богданов, AI

  • 19.04.2019 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
  • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
  • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
  • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
  • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
  • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
  • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
  • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
  • 06.12.2018

Концепция выставочного проекта

«Абстракция и образ» принадлежит британскому искусствоведу Полу Мурхаусу, старшему куратору отдела искусства XX века Национальной портретной галереи в Лондоне.

Абстракции Герхарда Рихтера многослойны в буквальном и символическом смыслах. Каждая его работая - это глубокое исследование взаимоотношений образа и реальности, видимого и невидимого, чувственно познаваемого и представляемого. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю, - говорит художник. - Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства» .

Нередко за абстрактным живописным слоем скрывается фигуративное изображение. Это вовсе не игра в прятки - рассматривая его работы, то и дело ловишь себя на мысли, что в них зашифрован какой-то секретный код жизни, ее фундаментальная основа, начало и конец подобно тому, как в ДНК запрограммированы жизнь и смерть одновременно.

Центральную часть экспозиции занимает созданная в 2014 году серия из четырех крупноформатных полотен «Биркенау», в которой особенно ярко проявляется его идея о невозможности изображения реальности. Куратор выставки Пол Мурхаус подводит нас к копиям фотографий, тайно снятых в 1944 году евреем из зондеркоманды Освенцима, задача которой, как известно, состояла в сопровождении других узников лагеря в газовые камеры и уничтожении трупов после казни. На снимках практически не видно деталей, лишь на одной - группа изможденных, обреченных на смерть людей вдалеке, на других - лес. Заваленный горизонт на сделанной явно вслепую фотографии - как невольная и оттого еще более жуткая метафора перевернувшегося мира.

«Герхард Рихтер сделал слайды с этих фотографий и спроецировал на два центральных полотна их изображения, скопировав их с помощью угля. - рассказывает Пол Мурхаус. - То есть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения» . «Затем он создал четыре черно-белых фигуративных фотокартины со снимков 1944 года, - продолжает куратор, - но три месяца спустя Рихтер понял, что созданные им образы даже приблизительно не передают всего ужаса той трагедии. И тогда он пришел в студию и нанес поверх реалистичных изображений абстрактный красочный слой, который он потом еще долгое время дорабатывал. Изначально эти картины с преобладанием серого были гораздо более яркими» .

Ровно напротив живописных полотен - их фотографические копии в полную величину, практически неотличимые от оригинала. А на соседней стене сложносочиненная мозаика из фотофрагментов все тех же полотен. Все вместе это складывается в некий калейдоскоп, в котором реальность и образ постоянно меняются местами, трансформируются, обрастают новыми смыслами и ассоциациями. Абстракции Рихтера заставляют работать воображение, что наделяет его работы огромной силой воздействия, особенно сейчас, в эпоху переизбытка образов, нескончаемый поток которых притупляет восприятие и эмоции.

Другая важная работа последних лет - «Агада» 2006 года, которую Пол Мурхаус называет «самой совершенной картиной современности». Агада - это сакральный текст иудаизма, повествующий об освобождении евреев из египетского рабства и содержащий наказ рассказывать о тех событиях в первую пасхальную ночь. Герхард Рихтер не религиозен и критически относится к любым верованиям - тогда почему он берется за эту тему? И здесь мы снова сталкиваемся с многослойной реальностью и представлениями о ней. События, правдивость которых мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, тем не менее являются непреложным фактом для верующего, а вокруг рассказов о них выстраивается жизнь сотен поколений людей и иерархия отношений: физического и метафизического, прошлого, настоящего и будущего. Следуя взглядам по изгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ее невероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя не только и не столько в динамике изображения, сколько в чем-то невыразимом, что не поддается объяснению.

В числе значимых работ зрелого Рихтера выставлена картина «Серое» 1973 года. Если в 1960-е он писал фигуративные картины, основанные на фотографиях: портреты, пейзажи, натюрморты и городские пейзажи - то в 1970-е Герхард Рихтер переходит к чистой абстракции, которая, как покажет все его дальнейшее творчество, совсем не однозначна, как это может выглядеть на первый взгляд.

Принты и зарисованные, покрытые лаком фотографии, авторские цифровые версии ранних работ Рихтера - многие из них предстают в виде серий, развешанных по стенам в виде длинных лент, что задает определенный ритм и направление восприятия или, скорее, путешествия по его миру цвета, линии и формы. Включаясь в это движение, ты как будто теряешь часть своей свободы, подчиняясь замыслу художника и силе созданных им образов. Ты все ждешь, что они приведут тебя из А в Б - но в мире не существует прямых дорог, как нет и пункта конечного назначения. Это лабиринт, сад расходящихся тропок, где все реально и ирреально одновременно. А Рихтер, могущественный демиург и скромный проводник, ведет зрителя по этой тонкой грани, как дантовский Вергилий, оставляя без ответа вопрос: кто или что движет им?

Детали от Posta-Magazine
Ул. Образцова, 11, стр. 1А
www.jewish-museum.ru