Упражнения для развития слуха. Музыкальный слух у ребенка – это во многом полезный навык, который можно развить

Екатерина Михайловна Пашкина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Каждый ребенок начинает издавать свои первые слова в год или два. В четкие предложения, конечно он их сформулировать не может. Поэтому родители тщательно пытаются разобрать, что же хочет их любимое чадо. Ближе к дошкольному возрасту, речь становится более разборчивой и понятной. Однако чтобы избежать проблем с произношением в будущем, лучше заранее обратить внимание на развитие фонематики.

Что такое фонематический слух? Ответ на этот вопрос прост – это способность восприятия речи. Многие мамочки придерживаются мнения, если ребенок знает буквы, то проблем с их произношением не будет. Для чистого произношения необходимы: подвижные и гибкие губы, нижняя челюсть, язык, точные и координируемые артикуляционные движения, постоянные занятия на закрепление результата. У ребенка должно быть развито фонематическое восприятие – способность различать звуки речи, мысленно разбирать слова по составу.

Негативные последствия отсутствия фонематики у детей дошкольного возраста:

  • замедленное становление речевой системы;
  • нечеткое или неправильное звукопроизношение;
  • неспособность освоить звуковую сторону языка, дифференцировать на слух звуки;
  • трудности при чтении и письме;
  • снижение успеваемости, потеря интереса к получению новых знаний;
  • замкнутость, молчаливость, нервозность.

Если ребенок плохо говорит либо произносит слова, понятные только для него, родители не оказывают надлежащего внимания при решении этой проблемы, то, в первую очередь, негативно это сказывается на формировании личности маленького человечка. В дальнейшем возникнут проблемы с обучение чтению и письму

Как формируется фонетический слух

В теории существует несколько стадий становления фонетического слуха. На первой стадии ребенок воспринимает различные неречевые звуки (шум воды, музыку). На второй – услышанное логически соотносится с действиями (например: если мама говорит малышу «ням-ням», он должен понимать, что речь идет об употреблении пищи). На третьей – происходит становление звукопроизношения.

Большинство детей уже к двум годам полностью понимают речь взрослых, различают слова. К дошкольному возрасту они обязаны произносить заднеязычные звуки [К], [Г],[Х] и их мягкие пары и губные [П], [Б], [М], [Ф], [В] и иъ мягкие пары. Потом появляются группы свистящих и шипящих звуков. Дети в возрасте 5-6 лет очень часто произносят не те слова, которые нужно, а те, которыми им удобно говорить. Это связано с тем, что ребенок не может полноценно управлять своим артикуляционным аппаратом. Для предотвращения негативных последствий, стоит заранее заниматься с малышом развитием музыкального, ритмического слуха.

Игра является отличным способом развития фонематического слуха у детей различного возраста, включая и дошкольников. Родители должны в непринужденной увлекательной форме научить детей:

  • определять неречевые звуки (шум воды, треск веток, соседский перфоратор);
  • четко произносить буквы, как гласные, так и согласные;
  • музыкальному слуху;
  • распознавать тембр и высоту звуков (лай щенка и лай взрослой собаки);
  • различать звуковой состав схожих между собой слов (рот-кот, рак-мак, другие).
  • Неречевой этап развития

Чтобы начать развивать фонематический слух с детства, следует использовать специальные упражнения. Их делают с детьми в возрасте от одного до трех лет. Главной задачей является познакомить ребенка со звуками, которые его окружают. Наиболее эффективные и простые упражнения, которые помогут определить малышу ритмичность звуков:

  1. «Угадай, что это?». Для этой игры понадобится три предмета, издающие звуки (больше не нужно, так как будет отвлекать внимание). К примеру, возьмем колокольчик, будильник и целлофановый пакет. Сначала показываем ребенку каждый предмет в отдельности, потом вместе. В конце, малыш должен распознать звук и указать на нужный предмет.
  2. «Угадай, что гудит?» Такую игру разыграть очень легко. Сначала малышу нужно показать, как гудит паровоз, машина, пароход или что-то еще. После этого один взрослый должен выйти за дверь и издать этот звук, а ребенок на карточке должен показать, чей именно звук он слышал.

Для развития внимания и слуховой памяти разработаны следующие игры:

  1. «Зайка, мишка, волк: на чем они играют?». Перед началом этой игры нужно подготовить три музыкальных инструмента. К примеру, барабан, гитару и баян. Обязательно надо продемонстрировать ребенку, как играть на этих инструментах, чтобы он слышал звуки и понимал принцип действия. После этого следует спрятать инструменты. Издавая из них звуки поочередно, ребенок должен отгадывать, что это за звук и какие движения телом, можно под них производить.
  2. «Под что прыгать, а под что топать?». Смысл игры заключается в выработке у ребенка чувства ритма. Сначала ему нужно продемонстрировать звук, потом, что под него необходимо сделать: прыгать или шагать. После нескольких демонстраций, детям предоставляется самостоятельный выбор. Такое упражнение тренирует слух.
  3. «Прятки». Идеальная игра для развития музыкального слуха детей. Малышу нужно закрыть или завязать глаза. Задача взрослого: передвигаться по комнате и хлопать в ладоши. Ребенок должен идти на хлопки. Это упражнение помогает слышать звуки, их очередность и последовательность.
  4. «Звук: поймай меня». Для постоянного совершенствования ритмического слуха пригодится эта игра. Взрослый, например, говорит какое-то слово. В свою очередь ребенок, должен его повторить с максимальной точностью.
  5. «Повторение – мать учения». Это идеальное упражнение для развития музыкального и ритмического слуха. Детям предлагается прослушать звучание карандаша, стучащего об стол или выстукивания ладоней. Они должны повторить периодичность и ритм. С возрастом задание следует усложнять и удлинять.


Речевой этап развития

Эта стадия развития фонематического слуха и памяти очень важна. Информация закладывается в основном, с трех до шести лет. Наиболее приемлемыми играми в этом периоде являются:

  1. «Кто здесь?». Один из взрослых прячется, а после произносит звук, например «мяу» или «гав». Задача ребенка не только сказать кто это, но и найти подобную зверушку среди своих игрушек.
  2. «Тихо-громко». Эту игру можно рассматривать во множестве интерпретаций. Большая собака – громкий звук, маленькая – тихий. У Железновых, к примеру, есть специальная песня «тихо-громко», под которую ребенок развивает свой музыкальный и ритмический слух, правильно определяя тембр звучания.
  3. «Кто как говорит?». Результат от этой игры напрямую зависит от стараний родителей. При чтении сказки или стихов, следует интонационно выделять голоса персонажей. После этого дети распознают персонажей по звукам, которые произносились.
  4. «Найди предмет (игрушку)». Главная задача взрослого при такой игре – это четко и ясно произносить название предмета (принеси мяч, стул, куклу).
  5. «Теремок или кто живет в домике». При такой игре нужно периодически читать «Теремок». После этого с малышом можно играть посредством предоставления картинок. Он должен выбрать изображение, назвать, кто на нем изображен, и сказать какие звуки этот персонаж произносит.
  6. «Картинка-звук». Главное в этой игре научить ребенка определять по картинке звук. Дети при просмотре изображений должны произносить те звуки, которые могут издаваться теми, кто изображен на этих описаниях.
  7. «Звуковые игры». Они подходят для дошкольников. Например, игра в города, зоопарк, имена. Главное, чтобы ребенок начинал произносить новое слово на последнюю букву предыдущего.
  8. «Выбери короткое». Игра поможет дошкольникам развить не только слух, но и логику. Предлагается произносить ряд слов, среди которых дети должны выбрать наиболее короткое.

Для развития фонетического слуха у детей дошкольного возраста существует множество игр и упражнений. Не стоит упускать из внимания и логопедические занятия. Лучше доверить их проведение профессионалам.

Помните, от развития фонематического слуха ребенка, зависит формирование его личности. При правильном воспитании, проведении специальных занятий, упражнений и игр ваше чадо приобретает музыкальный и ритмический слух. Все это увеличивает логический и мыслительный процесс, повышает самооценку маленького человечка, способствует и физическому и интеллектуальному развитию.

С музыкальным слухом не рождаются, его надо долго и правильно тренировать и пестовать.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха , а возможности его развития практически безграничны. Отсутствие слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Без него мы, например, не узнавали бы людей по голосу. Невербальные характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем произнесенные вслух слова.

У подавляющего большинства людей слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию своих способностей.

Занятия на инструменте требуют от ребенка и его родителей само-отдачи. Готовы ли вы к этому?

2 Если ребенку, как говорится, «медведь наступил на ухо», то тут уже ничего не поделаешь!

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь? Значит, тебе «медведь на ухо наступил», у тебя «нет слуха».

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков и музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствуют об отсутствии музыкальных способностей. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который поет фальшиво, лишен музыкального слуха в принципе.

Как развить у ребенка музыкальные способности?

Слушайте вместе музыку, когда малыш еще в животике

Младенцу пойте песенки - от колыбельных до бодрых маршей

Разучивайте с малышом детские и мелодичные взрослые песни

Показывайте малышу музыкальные мультики

Покупайте детские инструменты и показывайте, как ими пользоваться

Играйте на гаджетах в музыкальные игры.

3 Малыш будет слушать классическую музыку, только если он привык к ней с колыбели.

Если в доме часто звучит классическая музыка, ребенок будет воспринимать ее хорошо. Но она не должна навязываться ребенку, иначе будет вызывать отторжение. Ставьте классику, но понемногу, по 5–10 минут. Не включайте музыку громко, следите за реакцией малыша. Ему не нравится? Выключите: либо ваш малыш еще не дорос до такой музыки, либо она не подходит ему на психоэмоциональном уровне.

4 Занятия музыкой - это пустое времяпровождение и ими стоит заниматься лишь тем, кто решил сделать карьеру в этой сфере.

Бытует мнение, что если уж «лишать ребенка детства», так уж только ради профессиональных занятий. Но ведь занятия музыкой необычайно полезны и на уровне общего развития!

Музыкальное образование очень нужно всем детям для их развития. У музыкальных детей лучше развиты память, зрительное восприятие, речь, координация слуха и движений, фантазия. Кроме освоения навыка игры на инструменте, ребенок тренирует память, усидчивость. становится более дисциплинированным. Музобразование оказывает положительное влияние на общее развитие. Но прежде чем вести малыша в специализированную школу, подумайте о той нагрузке, которую вы добавляете и ребенку, и себе. Ведь далеко не все дети (и родители) готовы это принять и выдержать.

5 Есть «сложные» и «легкие» музыкальные инструменты, и делать первые шаги лучше на «легких» - таких, например, как барабаны.

Все инструменты сложны, при игре на них нужно развитие слуха, памяти, ритма. Например, для игры на ударных инструментах нужно хорошо развитое чувство ритма . У многих детей, которые приходят поступать в музыкальную школу, оно недостаточно совершенно. Нужна также блестящая координация. Кстати, без нее на любом инструменте никуда…

Произведения классики, которые должен услышать каждый малыш:

П.И. Чайковский, музыка к балету «Щелкунчик»
П.И. Чайковский, пьесы из «Детского альбома»
П.И. Чайковский, пьесы из цикла «Времена года»
В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»
Э. Григ, сюита «Пер-Гюхт»
Ф. Шопен, произведения на выбор родителей
Н.А. Римский-Корсаков, «Шехеразада»
В.А. Моцарт, симфония № 40, 1 часть
Л. Бетховен «К Элизе»

Как развить музыкальный слух у ребенка

Оказывается, что люди с хорошим музыкальным слухом имеют отличную память, стойкое внимание и неординарное мышление. Многие мамы думают, что для развития музыкального слуха у ребенка необходимо много и упорно заниматься. Но все намного проще! Развить музыкальные навыки можно в форме игры. Занимаясь с малышом ежедневно по двадцать минут можно получить очень хорошие результаты.

Голоса близких людей, классическая музыка, шум дождя и пение птиц – все эти звуки по крупицам формируют музыкальный слух новорожденного ребенка. Психологи давно заметили, что находится в постоянной тишине для младенца очень вредно. Он должен слышать и слушать новые звуки, это спровоцирует активную мозговую деятельность, так важную для его развития.

Для развития слуха у новорожденных можно использовать:

На первом году жизни психологи рекомендуют использовать музыку в различных ситуациях. Например, когда вам грустно – включать соответствующую музыку, радостно – слушать веселые композиции, а не ограничиваться одними колыбельными песнями. Благодаря этому ребенку в дальнейшем будет легче определять настроение мелодии.
Когда ребенок начинает ходить, можно осваивать ритмичность мелодий. Для этого вам нужно хлопать в ладоши в такт мелодии. Наблюдая за вами, ребенок в скором времени сможет повторить это уже без вашей помощи.

На втором году жизни можно учить ребенка различать низкие и высокие звуки. Показывайте ему как жужжит комарик – это высокий звук, как трубит слоник – это очень низкий звук. Знакомьте малыша с миром животных – покажите, как мычит коровка, как лает собачка, как мяукает котенок.

Знакомьте малыша со звуками различных музыкальных инструментов – гитара, пианино, скрипка, орган, флейта, аккордеон. В музыкальном магазине можно приобрести диски с записями звуков этих инструментов или скачать мелодии в Интернете.

Для развития слуха детей от четырех лет идеально подходит такая игра: возьмите предметы кухонной утвари – кастрюля, стакан, хрустальный фужер, пластмассовая и стеклянная бутылки. Держа карандаш за кончик, чтобы не заглушать звук, постучите по каждому предмету. Пусть ребенок привыкнет к этим звукам. Попросите его отвернуться, и постучите по одному из предметов, ребенок должен отгадать что это за звук.

Народные песни – наше богатство. Спойте ребенку одну из таких песен, только пойте на старый лад и тяните буквы, иначе песня не будет такой красивой, какой была задумана. Наши прабабушки, склоняясь над колыбелями своих деток, не только умело развивали их музыкальные навыки, но и успокаивали с помощью своих песен.

Помните, что в таком деле нельзя торопиться. С самого рождения, постепенно начинайте развивать музыкальный слух у ребенка. Если ему что-то не нравится, не стоит навязывать ему это, отложите занятия на другой раз. Здесь очень важную роль играет желание. Не настаивайте, проявите терпение. И вы увидите, что ваша работа не пройдет даром.

Статью подготовила Елена Барабанова ,

специально для Женской энциклопедии Малинка

В этой статье:

Прежде чем поговорить о том, как развивается музыкальный слух у ребят дошкольного возраста, скажем несколько слов о том, что такое слух и для чего вообще его нужно развивать.

Что нужно знать о музыкальном слухе?

В быту принято считать, что музыкальный слух - это не что иное, как способность человека правильно слышать, запоминать и воспроизводить звуки. На самом деле под музыкальным слухом подразумевают целый набор способностей, к которым относят:

  • чистый слух;
  • чувство ритма;
  • ладовое чувство и др.

Все перечисленные выше способности могут быть как врожденными, так и разработанными в ходе многочисленных тренировок. Из этого следует, что развитие слуха - это нормальный процесс, который поможет ребенку перейти на новый уровень в отношении восприятия и воспроизведения музыки.

Приобщать детей к занятиям, направленным на развитие слуха, стоит уже в дошкольном возрасте, принимая тот факт, что каждый малыш имеет свою степень восприимчивости к такого рода урокам.

Музыкальные способности, включая музыкальный слух, у каждого человека проявляются в свое время, но чаще всего активное развитие музыкального слуха и других музыкальных способностей характерно для детей раннего возраста, что лишний раз подтверждает пример известных личностей - композиторов и музыкантов, поражающих своими умениями и талантами окружающих начиная с раннего детства.

Влияние музыки на дошкольников

Можно найти малышу учителя музыки, который
начнет обучать его музыкальной грамоте, начиная с простых вещей:

  • ключей;
  • гамм;
  • этюдов и пр.

Все это безусловно полезно для дальнейшего музыкального развития малыша, но в дошкольном возрасте никак не будет ассоциироваться у него с настоящей музыкой. Ведь в понимании детей дошкольного возраста музыка - это детские песенки и мелодии из мультфильмов.

Начиная обучаться музыкальной грамоте и игре на одном из музыкальных инструментов, ребенок не понимает, какое отношение все эти занятия имеют к той настоящей музыке, которая его трогает, которая ему нравится и запоминается. Не удивительно, что подобного рода занятия быстро наскучат малышу, он потеряет у ним интерес, а значит, и мотивацию продолжать.

Таких малышей еще рано приучать к нотам и ключам. Куда более правильным будет сосредоточить внимание на развитии в них музыкальности. Имея в дошкольном возрасте некую базу на основе многочисленных музыкальных впечатлений, малыш со временем, когда придет время обучаться в музыкальной школе, лучше справится с заданиями педагогов, связанными с прослушиванием и пониманием мелодий.

Дети, еще будучи в утробе матери, уже положительным образом реагируют на классические мелодии известных авторов. Именно поэтому так часто даже после рождения малыши отдают предпочтение
классической музыке: их вкусы в некотором роде сформированы еще на этапе развития в мамином животе.

Со временем малыши начинают обращать внимание на музыку из фильмов, мультиков, вслушиваются в треки на радио и выделяют любимые мелодии. Именно в этот период для детей дошкольного возраста становится ясным: музыка занимает не последнее место в их жизни. Она помогает поднимать настроение, оставаться решительным и смелым, по-другому смотреть на привычные вещи.

Естественно, что связь малыша с музыкой будет крепче, если у него будет достаточно развит музыкальный слух. Как в этом случае могут помочь взрослые? Об этом ниже.

Занятия для развития слуха

На развитие слуха у ребят в дошкольном возрасте можно повлиять с помощью специальных занятий. В первую очередь нужно сделать так, чтобы музыка в жизни ребенка занимала значительное место. Если раньше малыш слышал мелодии только в качестве колыбельных перед сном, то теперь, в младшем или старшем дошкольном возрасте, когда он может слышать и воспринимать, музыка должна быть с ним рядом в самых разных ситуациях.

Например, если малыш в хорошем настроении и настроен на игру, ему можно предложить послушать забавные и веселые мелодии с четко выраженным ритмом. Когда кроха грустит или хандрит, можно включать ему нежные и грустные мелодии. Важно, чтобы в дошкольном возрасте дети научились различать музыку по настроению, ассоциировать ее с собственными переживаниями и событиями в жизни.

Начинать прослушивать разные мелодии можно с самого раннего детства, как только кроха научится воспринимать их на слух. Развитие годовалого ребенка уже позволяет уловить ритм во время хлопанья в ладоши или притоптывания.

Уже в младшем дошкольном возрасте можно научить ребенка выделять самые сильные, самые громкие, самые тихие, низкие или высокие ноты в музыке, предлагая для каждого отдельного случая свой вариант опознавательного действия: сильные ноты - топнуть, высокие - поднять руки вверх, низкие - присесть на корточки, тихие - приложить палец к губам и так далее.

С малышами, которые уже освоили азы речи, можно начинать заниматься, стимулируя у них развитие музыкального слуха с помощью разных музыкальных инструментов:

  • детского бубна;
  • металлофона;
  • губной гармошки;
  • трещоток;
  • дудочки.

Ребенку нужно будет предложить сначала прослушать, а потом и самостоятельно извлечь из инструментов звуки, после чего определить их тип: высокие, низкие, громкие, тихие. Также определять типы звуков можно, вслушиваясь в пение птиц, лай собак, журчание воды и пр.

Например, ребенок дошкольного возраста уже должен понимать, что комар пищит, издавая высокие звуки, а мотор мотоцикла ревет, издавая низкие. Чтобы кроха лучше ориентировался, можно предложить ему описание звуков сопровождать движениями.

Со временем малышей дошкольного возраста можно начинать учить тому, как различать звуки по длительности. Совершенно лишним будет перегружать их головки информацией о размерах и нотах. Гораздо эффективнее будет показать, какую длительность имеет нота, с помощью обычного карандаша. Слушая звук, ребенок должен будет рисовать линию на бумаге, останавливаясь, как только она умолкнет. Так, например, звук от колокольчика может быть длинным и протяжным, тогда как от дудочки или барабана совсем коротким.

С детками старшего дошкольного возраста, развитие которых позволяет им считать до десяти, рисование линий на бумаге для определения продолжительности звука можно заменить счетом.

Ниже описаны интересные игры, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха у детей. В дошкольном возрасте именно игры помогают малышам ближе познакомиться с миром музыки. Дети играют с удовольствием и интересом, не думая о том, насколько это
полезно для развития их музыкальности в дальнейшем. В ходе таких игр можно будет потренировать:

  • чувство ритма;
  • умение отличать высоту звука;
  • музыкальную память;
  • тембровый слух и пр.

Простота игр делает их еще более полезными и эффективными для занятий как в домашних условиях, так и в группах раннего развития или детских дошкольных учреждениях.

Игра «Простучи мелодию»

Самая простая игра, с помощью которой, кстати, проверяют у детей степень развития слуха при поступлении в музыкальные классы. Суть игры более чем простая. Взрослый настукивает с помощью карандаша или ручки по поверхности
стола мотив песенки или танца (желательно начинать со знакомых малышу мотивов), после чего предлагает то же самое сделать ребенку.

Со временем, когда дошкольник научится достаточно точно воспроизводить настукиваемую мелодию, можно будет усложнять задания, выбирая более длинные мотивы, предлагая малышу варьировать темп, ускоряя или замедляя его. Игра замечательно влияет на развитие музыкального слуха и памяти у детей дошкольного возраста.

Игра «Отгадай певца»

Отличный вариант игры для дошкольника среднего или старшего возраста, способного некоторое время сосредоточиться на задании, не отвлекаясь. Суть заключается в следующем: ребенок остается в одной комнате, а взрослый переходит в другую, где начинает деревянной палочкой стучать по разным предметам, извлекая из них звуки. Задача малыша - определить «поющий предмет».

Как только малыш научится хорошо справляться с заданием, его можно усложнить, меняя предмет, с помощью которого извлекаются звуки из других предметов. Ребенку нужно будет угадать не только «певца», но и предмет, вызывающий звуки.

Далее усложнить игру можно, предложив ребенку при прослушивании концерта выделить звуки отдельных музыкальных инструментов. Начинать нужно с самых простых вариантов, где четко слышны партии всех музыкальных инструментов. Естественно, что к этому времени малыш уже должен иметь представление о том, как звучат фортепиано, скрипка, барабаны, духовые инструменты.

Игра «Не перепутай!»

Играть в эту игру с детьми дошкольного возраста можно в том случае, если они уже знают наизусть несколько детских песенок. Суть игры сводится к тому, чтобы сбить с толку малыша, перекладывая слова одной песни на мелодию другой и наоборот. Ребенок должен будет сразу уловить несоответствие и исправить ошибку, показав, как правильно – исполнив песенку в первоначальном варианте.

Игра «Поющие бутылки»

Отлично ускоряет развитие музыкального слуха игра с помощью подручных средств – бутылок и воды.

Начинать играть в эту игру лучше с самого простого – с изучения звуков, издаваемых бутылками, когда они пустые и когда они наполнены водой, если по ним постучать ложкой. Вместе с малышом сравните звуки, поэкспериментируйте с уровнем воды в бутылках для понимания того, как изменяется звучание.

Следующим этапом игры может стать воспроизведение звуков по требованию. Малышу завязывают глаза, в это время взрослый набирает в бутылку определенное количество воды и стучит по ней ложкой, после чего выливает воду и предлагает ребенку наполнить бутылку самостоятельно нужным количеством воды, чтобы получить такой же звук.

Следующим этапом станет выстраивание звуков по высоте с помощью нескольких бутылок, наполненных водой в разном объеме. Если играть с малышом в эту игру регулярно, очень скоро он научится легко ориентироваться в том, какое количество воды нужно, чтобы получить нужный звук.

Вершиной мастерства игры в бутылки станет умение ребенка, пусть даже и с помощью взрослого, создавать из звуков, получаемых таким способом, примитивные мелодии – сначала воспроизводить знакомые мотивы, а затем и сочинять собственные.

Игра «Угадай мелодию»

Еще одна простая игра на развитие музыкального слуха, играть в которую лучше с детьми старшего дошкольного возраста, знакомыми с разными мелодиями и песенками. Правила этой игры опять же более чем простые. Взрослый прохлопывает ладонями мелодию, давая крохе понять, где она звучит тише, а где громче, где медленно, а где быстро. После этого малышу нужно ее угадать.

Правила игры можно изменять, меняясь ролями, когда ведущим будет ребенок, прохлопывающий свою мелодию.

Ритмическая гимнастика для развития слуха

На развитие музыкального слуха у ребят дошкольного возраста хорошо влияет ритмическая гимнастика. Во всем мире такие занятия пользуются огромной популярностью, особенно когда речь идет о дошкольниках.

Что такое ритмическая гимнастика? Это г
имнастика, которая выполняется под ритмичную музыку и состоит из комплекса упражнений, позволяющих не только укрепить мышцы, но и поднять настроение и повысить тонус нервной системы в целом.

Как правило, ритмическая гимнастика включает в себя движения для всех частей тела и, помимо чувства ритма, слуха и памяти, способствует развитию:

  • ловкости;
  • пластичности;
  • гибкости;
  • выносливости.

Особенность гимнастики такого типа - это ощущение радости и прилива сил во время занятий, что мотивирует выполнять движения еще более энергично и даже задорно. В наше время в ритмическую гимнастику включают элементы художественной гимнастики, суставной гимнастики и танца. Заниматься ей дошкольникам лучше в компании сверстников и под руководством опытного педагога, но при желании можно устроить занятия и на дому, правильно подобрав упражнения и музыкальное сопровождение.

Во время занятий ритмической гимнастикой организм ребенка потребляет кислород в повышенном количестве, что связано с цикличностью упражнений, стимулирующих работу сердца и дыхательной системы. Обильное насыщение организма ребенка кислородом способствует его нормальному росту и развитию.

Таким образом, ритмическая гимнастика – это некий коктейль из гимнастики, аэробики, балета, йоги и танца. Но доминирующей в нем является именно гимнастика. Благодаря этому занятия имеют прежде всего оздоровительный эффект, способствуют развитию у детей музыкальной и двигательной памяти, координации.

Главное отличие ритмической гимнастики - это выполнение движений под ритмичную музыку, в результате чего организм активизируется, подготавливается к активной работе с соблюдением ритма.

Преимущества занятий ритмической гимнастикой

Дошкольный возраст, особенно старший, характеризуется быстрым физическим ростом ребенка. Малыш становится особенно активным, осваивает целый ряд новых навыков. В этот период у детей стремительным является не только физическое, но и нервно-психическое развитие: малыши
учатся слушать, запоминать, анализировать, делать выводы.

В старшем дошкольном возрасте для детей не представляет труда выслушать педагога и выполнить задания, используя предыдущий удачный опыт – это касается и выполнения заданий без примера.

Регулярные занятия ритмической гимнастикой помогают детям научиться в совершенстве владеть своим телом. К концу старшего дошкольного возраста у таких детей обычно накоплено достаточно опыта ритмичных движений, развит музыкальный слух, память, чувство ритма, что является отличной базой для их дальнейшего развития в музыкальном направлении.

Считается, что двигаться под музыку, соблюдая ритм, дети могут с самого раннего возраста в связи с потребностью в двигательной активности. Движения дошкольников легкие и непринужденные, если выполняются под музыку, которая им нравится.

Ритмичная гимнастика вызывает интерес и положительные эмоции у дошкольников, помогает развивать их музыкальный и эстетический вкус. Начинать работать над упражнениями можно с детьми в
возрасте трех лет – тогда к моменту поступления в школу они уже будут достаточно подготовлены и физически, и музыкально, легко улавливая ритм на слух, выполняя движения натурально и красиво.

Итак, ритмическая гимнастика - это отличное средство, позволяющее не только эффективно влиять на развитие музыкального слуха детей в дошкольном возрасте, но и улучшать их физическое развитие, формировать эстетический вкус.

Занятия такой гимнастикой помогают справиться с напряжением, способствуют улучшению умственной и физической работоспособности, поднимают настроение и улучшают состояние в целом.

Музыка, сопровождающая занятия, способствует проявлению у детей интереса к происходящему, а также помогает им запоминать и качественно выполнять движения в указанной последовательности.

Как правильно подбирать музыкальное сопровождение?

Выбор музыки для ритмической гимнастики - это ответственный момент. Существует несколько требований по отношению к музыкальному произведению. Важно, чтобы композиция была простой и недлинной, способствовала развитию слухового восприятия и музыкального вкуса.

Учитывать нужно все, начиная от содержания и заканчивая чувствами, которые вызывает произведение. Самый правильный вариант - это художественные музыкальные произведения, построенные не только на ритме, но и на динамике, темпе, типе звукопроизношения. Только в этом случае можно будет говорить о выразительности произведения и возможности выполнения в его сопровождении четких, выразительных ритмических движений.

Подбирая фонограмму для комплекса упражнений, нужно выбирать музыку в одном стиле, стараясь избегать смешения направлений. Кроме того, во внимание нужно принимать возраст детей, уровень их физической и музыкальной подготовки, характер упражнений и так далее. Отличный вариант - музыка из известных мультфильмов, а также некоторые эстрадные и народные песни, хорошо знакомые дошкольникам.

Пристального внимания заслуживает народная музыка, преимущества которой заключаются в разнообразии жанров и используемых художественных образов. Среди народных произведений встречаются как плавные и нежные мелодии, так и энергичные танцевальные или мелодии в среднем темпе. Именно народная
музыка помогает детям достичь того эмоционального подъема, когда занятия приносят максимум радости.

Что касается эстрадной музыки, то здесь также можно подобрать танцевальные мелодии с четким ритмом и электронными эффектами. Для ритмической гимнастики такая музыка особенно хорошо подходит, так как является знакомой дошкольникам.

Вслушиваясь в музыку, дети смогут воссоздать в памяти алгоритм выполнения упражнений, проводя ассоциации с отдельными музыкальными моментами, фразами, частями.

Чтобы стимулировать у детей развитие музыкального слуха, действовать нужно комплексно. Пусть несколько раз в неделю малыш занимается ритмической гимнастикой в компании сверстников, а в свободное время дома играет и занимается с родителями или просто танцует под любимую музыку.

Также нужно позаботиться о том, чтобы кроха рос в музыкальной атмосфере. Это совсем не означает, что музыка должна звучать из всех колонок с утра до вечера без выбора направления. Музыка должна присутствовать в жизни малыша в дозированном количестве, чтобы он не потерял к ней интерес, и не в качестве фона, а для удовольствия и полноценного осмысленного прослушивания.

В свободное время, например во время прогулок с малышом, обязательно нужно время от времени заводить разговоры о музыке, отдельных произведениях и их авторах, предлагая ему рассказать все, что он об этом думает. Со временем малыш может попробовать свои силы, сочиняя простые мелодии и песенки, подбирая их на музыкальных инструментах.

Достаточно будет нескольких занятий ритмикой в неделю и регулярных таких диалогов, чтобы через несколько лет малыш самостоятельно проявил заинтересованность к миру музыки и, используя развитый слух и знания, попробовал освоить какой-либо музыкальный инструмент.

Кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет великим музыкантом, композитором, танцором или исполнителем песен, прославившимся на весь мир. В одном можно не сомневаться: планомерное и деликатное приобщение ребенка к музыкальному миру, регулярные занятия, направленные на развитие музыкального слуха и вкуса, не пройдут даром и помогут малышу вырасти гармоничной личностью со своими эстетическими пристрастиями.

Музыкальное развитие ребенка:
33 ответа на вопросы родителей

Часть 1. Как определить музыкальные способности ребенка?

«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»
«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»
«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»

В этой части мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор - отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.


Вопрос 1: Как определить склонность ребенка к музыке?


Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка - насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение - он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок - интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить - возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится - петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть - здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится...» и не только споет, но и танцевать при этом начнет... У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.


Вопрос 2: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?


Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года - с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями - красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.


Вопрос 3: Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?


В этом возрасте применимы все три способа - беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке , проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку - все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы - он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете - помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком - пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа - сложная и непредсказуемая вещь! :)

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет , любит «сочинять» - компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже - сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни - в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) - можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике , любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде - петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина . У него хорошее воображение , он любит выдумывать - все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.


Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух?


Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха , способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется - не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой - Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты - дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами ).


Вопрос 5: Как определить чувство ритма?


Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.


Выводы:

1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.

2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).

3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным» . Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.


Продолжение следует...

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник -
URL-адрес страницы данной статьи или материала.