Какая польза от сказочных объяснений смены времен года? Трактовка американских апачи

Ответ оставил Гость

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2012– 2013учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» . Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохраненияздоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своегокрая.

Человечество долгое время ломало голову над тем, как происходит смена дня и ночи. Трудно поверить, но еще несколько столетий назад никто из живущих на земле не представлял, как именно устроен этот сложный процесс. Так вот, во времена неизвестности люди просто придумывали, каким образом прячется солнце, лишая всех и вся вокруг своего уютного света, и откуда на его место выходит одинокая луна. Сегодня мы постараемся рассказать о самых интересных сказочных объяснениях смены дня и ночи, во многие из которых действительно трудно поверить.

Индуистское толкование

Легенда почитателей бога Кришны гласит, что с самого начала на земле всегда был светлый день и никогда не наступало темноты. Самыми первыми на планете жителями были Ями и Яма, брат и сестра, которые очень любили друг друга. Однажды Ями умер, и его сестра была безутешна. Она рыдала постоянно до тех пор, пока Кришна не сжалился на ней и не создал ночь. Сделал это Бог не случайно, а для того, чтобы во время забвения, то есть сна, Яма отпускала свое горе и постепенно приходила в себя. Кстати говоря, в Индии до сих пор помнят эту легенду и рассказывают ее своим детям для объяснения природного явления смены дня и ночи в сказочной форме.

Трактовка американских апачи

Древние индейцы племени Майя, отличающиеся своей прозорливостью и способностью предсказывать будущее, были уверены, что солнце на время ночи проглатывает какое-то огромное существо, живущее за горами. С наступлением раннего утра этот монстр выплевывает его, и мир снова наполняется светом и теплом. Кстати, это сказочное объяснение смены ночи и дня очень напоминает историю со светилом, которое проглотил знаменитый крокодил Корнея Чуковского.

Египетская теория

Древние египтяне считались одной из развитых цивилизаций на планете, иначе как объяснить их поистине божественные постройки? Так вот они, будучи язычниками, верили, что мудрый Ра спускается во тьму ночью и отвоевывает там каждый раз право на новый день. При этом он своим страшным мечом сражается насмерть со зловещими монстрами и чудовищами.

Еще одно сказочное объяснение смены дня и ночи опровергает наличие двух светил в системе мироздания. Там подразумевается, что на небе живет лишь солнце, которое в светлое время суток скачет по планете на белых лошадях, а ночью запрягает в свою тройку черных. Кстати, во многих детских сказках мира используется подобная аллегория.

Русская правда

На Руси придерживались теории, касающейся родственных связей. Как бы странно это ни звучало, но сказочное объяснение смены дня и ночи наши предки сводили к семейным отношениям между братом и сестрой, которые находились во многовековой ссоре друг с другом. Думали, что сестра - это день и олицетворение жизни, а брат считался ночью и порождением смерти. Никто из них не хотел встречаться, поэтому завидев издали очертания родственника, другой тут же торопился уйти. В русских народных сказках и загадках этому факту есть подтверждение.

Пожалуй, это все самые интересные сказочные объяснения смены дня и ночи, придумать которые могли только в древности, потому что сейчас каждый знает, как происходит их чередование.

Главной сферой деятельности ребенка является игра. Дети познают мир, изучают собственные эмоции и вступают во взрослую жизнь. Кроме игры, важным аспектом здесь является творчество. Во время рисования, лепки и раскрашивания малыши развивают фантазию, проявляют себя и познают мир.

Особенности

Заботливые родители стараются развивать малыша с раннего возраста и дать ему как можно больше знаний по всем предметам. Но следует учитывать особенности еще не совсем сформированной психики и интеллекта маленького исследователя. Среди всех вопросов, на которые ребенок пытается получить ответ, важен вопрос о том, Ведь он настолько динамичен, что порой дети не успевают понимать последовательность всех событий.

Одним из самых интересных моментов познания мира является вопрос времен года. Поэтому важно с самых ранних лет дать детям правильное понятие этого явления.

Для какого возраста подойдет сказочное объяснение смены времен года? Целенаправленно изучать данные понятия следует с 2-летнего возраста, когда уже сформирован необходимый лексический запас.

Природа

Самым первым и правильным было бы простое наблюдение за окружающей средой. Дети любят гулять на улице, и во время таких прогулок появляется очень много «почему». Разные природные и погодные явления сменяют друг друга, и ребенок понимает, что перемены обусловлены не только изменениями внешними. Познавательная ценность прогулок на свежем воздухе достаточно высока, но она не поможет маленькому человечку получить комплексное представление о временах года. Ведь в детстве время идет очень медленно, и то, что было пару месяцев назад, маленький ребенок может и не помнить.

Малыш может понимать, что есть зима, весна, осень и лето, но при этом никак не связывать названия времен года. Важно научить соотносить их с явлениями, которыми они сопровождаются. Поэтому нужно видеть целостную картинку всех времен года.

Сказочное объяснение смены времен года является наиболее доступным для ребенка.

Сказки

Все дети без исключения любят сказки. Это народное творчество дает юным фантазерам выучить основные характеристики добра и зла, учит правильно воспринимать окружающий мир.

Первым шагом может стать сказочное объяснение смены времен года. Что нарисовать, чтобы ребенок понял суть?

Комплексное изображение поможет сравнить и вызовет немало вопросов, но именно так и можно достичь истины. Разные картинки с временами года помогут понять и проанализировать каждый нюанс.

На одном из самых первых занятий можно просто разложить картинки с разными временами года перед малышом. Желательно, чтобы изображения были максимально идентичны. То есть можно предложить простой рисунок дерева и тропинки. При помощи таких изображений ребенок поймет, что осенью деревья украшены желтой листвой, летом - зеленой, а зимой оно окутано слоем снега.

Другие похожие картинки могут быть с человеком в разных одеждах, в зависимости от сезона. Постарайтесь объяснить ребенку, почему они так одеты. Частое употребление времен года при первом знакомстве поможет малышу выучить их и соотнести с природными явлениями.

Феи

Как нарисовать сказочное объяснение смены времен года?

Для этого можно воспользоваться сказочными образами фей. Этим способом можно поиграть в ассоциации с ребенком.

Зимушка-Зима в теплой шубке, усыпанной снежинками, по взмаху волшебной палочки превращает землю в белый ковер, деревья покрываются инеем, а все вокруг становится искрящимся и волшебным.

Красавица Осень в золотом платье раскрашивает листья в желтый, на полях зреет урожай, а милый ежик спешит с дарами природы к себе в лес.

Юная Весна с развевающимися волосами превращает землю в цветущий ковер, вокруг летают птички, распускаются цветы.

Жизнерадостное Лето можно изобразить в виде юноши, играющего на флейте. На звуки игры слетаются разноцветные бабочки и озорные птички, вблизи в ручье купаются утки или лебеди.

Мультфильмы

Еще одними помощницами могут стать известные мультяшные принцессы. Сказочное объяснение смены времен года воплотили в себе диснеевские героини. Рапунцель - Весна с золотыми волосами, гуляющая цветущими полями, Анна - Лето, увенчанное цветами, Мерида - Осень с золотыми локонами, Эльза - Зима в компании верного друга Снеговика в окружении снежинок.

Как преподнести сказочное объяснение смены времен года? Фото героинь на фоне волшебного леса дают полную картину для понимания ребенком изменений в природе. Наглядность важна для восприятия ребенком всего происходящего.

Сказочное объяснение смены времен года развивает воображение и фантазию малыша, расширяет его кругозор и увеличивает словарный запас.

Малыши бывают очень любопытны. Их интересует все, что находится вокруг. Почему осенью желтеют листья? Что такое снег? Как из бутона распускается цветок? Довольно рано родителям приходится рассказывать о сезонах, сменяющих друг друга. Однако дошкольникам трудно осознать периоды обращения Земли вокруг Солнца, для них пока недоступны такие понятия, как "наклон оси", "орбита" и т. д. На помощь приходят сказочные объяснения смены времен года. Они интересны, образны и наверняка запомнятся малышу.

Сказка - ложь?

Некоторым родителям кажется, что волшебные истории могут сформировать у детей неправильные представления о мире. Они выступают против олицетворения природных явлений, объяснения их через приключения несуществующих персонажей. Однако малышам скучно учиться по учебникам. Они не понимают абстрактных понятий. Вряд ли кроха станет слушать о том, что Земля - шар и вращается вокруг Солнца, прогреваясь неравномерно.

Зато ребенок с удовольствием познакомится со сказочным объяснением смены времен года. Ему проще мыслить образами. Связав то или иное явление с волшебным персонажем, малыш непроизвольно запоминает нужную информацию. Выдуманная история научит легче и быстрее, чем пространные объяснения. Поэтому наши предки и сочиняли сказки, рассказывающие об окружающем мире.

Со сменой сезонов дети сталкиваются рано. Уже с двухлетнего возраста родителям следует обращать внимание малышей на различные природные явления. Лучше всего делать это на прогулке. Называйте время года, дайте потрогать снег или опавшую листву, понюхайте первые цветы, полюбуйтесь бабочками. Не ожидайте быстрых результатов. Пройдет немало времени, прежде чем кроха начнет осознавать смену сезонов. Однако уже сейчас информация записывается на подсознание.

Приблизительно в 2 года ребенок начинает интересоваться и простыми рассказами, стихотворениями. Сказочное объяснение смены времен года поможет ему запомнить названия и признаки сезонов. Для девочки главными героями истории могут стать волшебные феи, для мальчика - добрые гномы. Они взмахивают палочкой, и земля преображается. Придумать такую сказку родители могут самостоятельно.

В качестве подсказки предлагаем краткое описание главных героев:

  • Зимний персонаж одет в шубу, он не боится морозов, любит лепить снеговиков, кататься на санках и наряжать елку на Новый год.
  • Герой, олицетворяющий весну, одним взглядом умеет растопить снег. Под его ногами распускаются цветы, на веселую песенку слетаются птицы.
  • Летний персонаж обожает жару, яркое солнышко, ласковое море и вкусные фрукты.
  • Осень предстает в виде неоднозначного героя. Он очень любит рисовать, поэтому раскрашивает деревья в яркие краски. Но иногда ему становится грустно, он плачет. Тогда идет дождь, на дорогах появляются лужи и грязь.

Знакомимся с месяцами

К 4 годам дети, как правило, уже имеют представление о сезонах года. Пришло время узнать о месяцах. И снова на помощь приходят художественные образы. Прочитайте малышу сказку "12 месяцев" С. Маршака. Она научит ребенка быть добрым, кротким, не просить лишнего, не нарушать законы природы. Помимо нравственных истин, в сказке "12 месяцев" ярко описывается характер каждого из братьев. Это положит начало разговору об отличительных особенностях месяцев.

Ставим эксперименты

К 6 годам можно рассказать детям о Солнечной системе, показать иллюстрации из энциклопедий, купить глобус. Самое время подумать о том, как объяснить ребенку смену времен года, не прибегая к сказкам. Лучшим выходом станет простой эксперимент.

Для него понадобятся глобус и фонарик. С их помощью покажите, как перемещается Земля относительно Солнца, как в зависимости от этого меняются сезоны. Расскажите, что когда в Северном полушарии лето, в Южном - зима. Что полный круг вокруг Солнца наша планета делает за год.

Закрепить информацию лучше в игровой форме. Вам понадобится бумажный человечек. Пусть он путешествует по материкам, а дети, двигая глобус, определят, какой сезон наступил в этой точке планеты.

Прибегая к сказочному объяснению смены времен года, вы не только передаете малышу необходимые знания. Одновременно развивается фантазия, образное мышление, усваиваются нравственные понятия. Не бойтесь исказить научные факты. Всему свое время. Когда-нибудь ваш малыш дорастет до формул и теорем, но в дошкольном возрасте ему необходима вера в волшебство. Учитывайте это.

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2012– 2013учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» . Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе: . формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; . духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ. Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.