Оформление фойе детской библиотеки как элемент организации информационного пространства. Функциональные зоны библиотеки Как оформить окна в публичной библиотеке

Юля, библиотека Гоголя находится на Охте, вдалеке от центра, вокруг пустыри и многоэтажки середины ХХ века. С какой стороны ни приближайся - ничто не предвещает такого буйства современности, ярких красок… Как такое стало возможно?

Самой библиотеке уже почти сто лет, и мы являемся центральной районной библиотекой Красногвардейского района. По всем статьям - вполне классическое учреждение. Инициатором перемен стала Марина Борисовна Швец, которая возглавляет районную библиотечную систему. Библиотека Гоголя была первой площадкой, где произошла полная реконструкция. Следом за нами этот путь уже прошла детская библиотека «Город». Планируется, что постепенно перемены коснутся всех тринадцати библиотек Охты.

- Ориентировались ли вы при этом на какие-то образцы?

Мы ориентировались на Финляндию - благо, она совсем рядом. Там прекрасная библиотечная культура, много вдохновляющих инициатив. И сотрудники библиотеки, и наши дизайнеры-архитекторы (бюро KIDZ) специально изучали финский опыт.

- В чем же заключается главная идея перемен?

Главная задача - привлечь в библиотеку молодых людей, не потеряв при этом более зрелого читателя. Стать местом, куда люди хотят прийти, чтобы провести свое свободное время в общении с культурой.

В новом формате библиотека работает уже два года - заметны ли перемены? Вот сейчас, например, начало двенадцатого - а посетителей в библиотеке совсем мало…

Наша библиотека - для взрослых, и днем большинство наших потенциальных посетителей работают. Именно поэтому, открывшись после ремонта, мы изменили часы работы. Теперь мы ежедневно открыты до 20.00, единственный выходной - понедельник. Открываемся мы в 11, и в первой половине дня, когда большинство взрослых учатся или работают, к нам приходят, в основном, пожилые люди. После 16 часов и вплоть до самого закрытия идут старшеклассники, студенты, работающие взрослые. Да, количественные показатели - посещаемость, выдача книг ‒ после обновления увеличились, но не это главное. Мне важнее всего качественные перемены. Изменилось и наше собственное ощущение библиотеки. Пришли молодые сотрудники, с горящими глазами, с драйвом, с желанием придумывать и реализовывать новые проекты. Нам очень нравится наше место работы.

И чем же занимаются взрослые в обновленной районной библиотеке? Появились ли у вас какие-то новые форматы работы, кроме выдачи книг?

Мы всегда стараемся исходить из потребностей аудитории, и множество мероприятий устраивается по инициативе наших читателей и посетителей. Например, именно так возник проект «Детское время», направленный на популяризацию семейного досуга. К нам приходят мамы, папы с детьми, бабушки и дедушки с внуками, и мы проводим занятия по чтению, рисованию, лепке, делаем спектакли даже для самых юных зрителей.

Правильно ли я понимаю, что в этих случаях библиотека просто предоставляет помещение инициативным посетителям? Ни ее коллекции, ни сотрудники никак в этих занятиях не задействованы?

Не совсем так. Действительно, упомянутые мною мероприятия родились по «инициативе снизу», и библиотека поддержала их своими ресурсами. Но не только помещениями: к таким встречам мы делаем тематические книжные выставки из наших фондов, и те, кто приходит на эти встречи, нередко становятся нашими постоянными читателями.

Что касается сотрудников библиотеки, то у них помимо текущей работы есть и свои большие проекты. Так что я как заведующая только рада, если какие-то мероприятия проводятся без непосредственного участия сотрудников на площадке.

- Расскажите о самом интересном, на ваш взгляд, проекте.

Наверное, это «Безумные шестидесятые». В течение полугода, с февраля по июнь 2016 года, в библиотеке проходят лекции и встречи с филологами, искусствоведами, музыкантами, культурологами. Они рассказывают о музыке, зарубежной литературе, искусстве, моде, субкультурах 1960-х годов. Мы готовим книжные выставки, приглашаем ведущих. Проект оказался невероятно востребованным, на лекциях часто не хватает мест для всех пришедших. Люди очень заинтересованно слушают, задают вопросы, предлагают дальнейшие темы. В последний раз разобрали все книги, о которых шла речь на лекциях. В рамках этого проекта мы и кино смотрим, и музыку слушаем, и даже модное дефиле 60-х годов планируем провести.

Как это устроено: по залам библиотеки имени Гоголя


У библиотеки есть свой брендбук, включающий логотип и фирменный стиль, в котором оформляются все анонсы, печатные материалы и видеоролики, которые создает библиотека. Элементы этого стиля постоянно встречаются в интерьерах здания, начиная с холла.

Первое, что видит при входе посетитель, - медиастена: на черной стене закреплены экраны и репродукции в одинаковых рамах. На большой телевизионной панели и четырех маленьких телевизорах постоянно транслируются тематические ролики, сделанные сотрудниками библиотеки. Например, на одном телевизоре сменяют друг друга слайды на тему «Новости литературы», на другом - «Библиотеки мира», на третьем - «Афиша мероприятий Санкт-Петербурга». На большом телевизоре транслируются видеоролики из серии «Я читатель», в которых Александр Архангельский, Майя Кучерская и другие известные критики рассказывают о литературных событиях. Здесь же появляются буктрейлеры, ролики читателей «Я советую».


До реконструкции в библиотеке Гоголя было два традиционных зала: абонемент и читальный зал. Теперь вместо них есть зал художественной и зал отраслевой литературы. Это оказалось очень удобно для читателей, которые обычно точно знают, в какой зал они направляются. Художественный и отраслевой залы зеркально повторяют друг друга, что значительно облегчает читателям навигацию в библиотеке.

В «художественном» зале представлена классика, современная массовая и не только литература, и есть несколько компьютеров с доступом к полнотекстовым базам данных.

Один из «героев» этого зала - Николай Васильевич Гоголь, чье имя библиотека на Охте получила в 1952 году. Никакого отношения ни к этому месту, ни к библиотеке Гоголь не имел, просто тогда отмечалось столетие со дня смерти писатели. После реконструкции сотрудники библиотеки решили не упускать прекрасную возможность и создали проект «Библиотека с именем», став одним из центров «гоголеведения» в Петербурге. Здесь разрабатывают и проводят экскурсии по гоголевским местам города, собирают коллекцию его книг, проводят просветительские акции. На стене - символический портрет Гоголя, составленный из его цитат.

Зал отраслевой литературы
Здесь собрана литература по разным отраслям знания, есть места для работы с электронными ресурсами, диалоговая зона. И даже стоит стилизованная телефонная кабинка, где посетитель может уединиться для разговора по сотовому телефону.

Вся мебель и в художественном, и в отраслевом зале - на колесиках. Это позволяет легко сдвигать книжные стеллажи и организовать необходимые посадочные места, превращая библиотеку то в лекционное пространство, то в концертный зал. Когда библиотека Гоголя участвовала в Ночи музеев, здесь проводились даже фехтовальные турниры. Мобильность, трансформация - один из основных принципов пространственного устройства библиотеки, который позволяет наиболее эффективно использовать небольшие помещения.


Основной элемент дизайна в этом помещении - книжная полка СЛОВО, созданная из больших декоративных букв. «Обращаться со словами нужно честно», - говорил Гоголь. Смысл этого пространства - именно честное обращение со словами. Здесь создана деловая атмосфера, на встречах одновременно могут присутствовать до 40 человек. Проводятся и серьезные научные конференции (зал оборудован системой видеоконференций), и мастер-классы для детей и взрослых (например, связанные с рукоделием, рисованием или освоением компьютерных программ).


Сотрудники библиотеки позиционируют это пространство как коворкинг, территорию молодежных инициатив, площадку для коммуникаций. Здесь имеется большой фонд медиа-изданий (в том числе обучающие программы), проводятся вебинары, компьютерные мастер-классы. Стеллажи стилизованы под игру «тетрис», поскольку ключевой принцип этой игры - богатство интерпретаций - стал основой и концепции медиатеки. Даже оформление окон включено в концепцию: над каждым окном - надпись, например «Real life» или «Nice view»


«Взять книгу и уйти домой» - от этой классической схемы в библиотеке Гоголя решили отказаться. Здесь нет и строгой надписи «Вход с печатной продукцией запрещен». В библиотеку Гоголя можно прийти со своими книгами и почитать их в комфортной для себя обстановке.

В отраслевом и художественном залах есть удобные места для уединенного чтения, а арт-холл рассчитан на тех, кто хочет читать вместе - вслух или про себя. Здесь студенты готовятся к экзаменам. Проводятся литературные чтения и конкурсы, молодежные кинофестивали, выставки. По выходным - детский час, когда родители и дети вместе смотрят кинофильмы или театральные постановки, читают вслух и играют в настольные игры. Здесь можно лежать на полу, похожем на травяную лужайку, или сидеть на подоконниках. Символ арт-холла - книжная полка-дерево, образ постоянного роста и развития.

Материал подготовила Анна Рапопорт
Фото автора

В ночь на воскресенье во всех регионах России прошла традиционная Ночь музеев , во время которой свои двери распахнули не только фонды и хранилища, но и театры, библиотеки и даже парки.

По случаю такого события, отправляемся на экскурсию в современную библиотеку . Культурный шок. Иначе и не описать состояние после посещения этой библиотеки. Здесь нет мутных окон, пыльных полок и вредной старухи с картотекой, ворчащей на единственного за день посетителя-школьника. Вайфай и радиочастотные метки в книгах, компьютеры с доступом к базам данных и оцифрованные редкие издания, туалет для инвалидов и даже шоу-кар в фойе. И всё это принципиально бесплатно для посетителей.

Фотографии и текст Сергея Мухамедова

Еще четыре года назад эта библиотека была похожа на сотни районных собратьев, пока ей не занялись не просто «крепкие хозяйственники», а команда людей, которые неспокойны. И даже бюджет остался прежним, не большим, чем у других, просто здесь его расходуют по назначению.

За четыре с половиной года, что ведется работа по переходу на «иные рельсы», нами был сделан не только и не столько ремонт, а полная реструктуризация фонда, внедрение электронных технологий обслуживания по всей библиотеке. Но самое главное - была изменена сама концепция того, как наша библиотека должна работать, - Антон Пурник, начальник отдела управления проектами Российской государственной библиотеки для молодежи, с горящими глазами водит меня по залам.

В принципе, наш бюджет пропорционален численности и площади. Но если стоит вопрос о том, почему у одних крупных библиотек так, а у нас иначе, вроде как богато, то во многом это вопрос управления этим бюджетом, то есть того, на что они считают необходимым направить деньги. Мы очень многое решаем сами, без аутсорсинга: сайты, подбор и настройка оборудования, проектирование, дизайн... Но на все, что делаем, мы стараемся смотреть глазами не библиотекаря, а читателя.


«Я видел массу библиотечных проектов реформирования, создания новых услуг, но сказать что это ужас - мало»

Люди зачастую не могут объяснить, что именно они хотят сделать, а главное - зачем. Это отсутствие профессионализма. Да, все в неравных условиях - кто-то умеет, а кто-то нет. Безусловно, есть и отличные проекты, действительно прорывные, нужные и читателю, и библиотекам. Но таких, к сожалению, меньшинство.

«У нас нет никаких особых лоббистских возможностей, если ты способен обосновать проект, то деньги в федеральном бюджете, отпущенном на культуру, под него найти могут»

«Самое банальное и неинтересное - сдавать площади и делать копирование документов»

А интересно - получать заказные работы на проведение исследований, организовывать совместные мероприятия, семинары, выставки и так далее. Здесь проходит как профессиональное библиотечное общение, так и неформальное - например, завтра сюда придет режиссер и будет показывать в нашем зале свой фильм.

На платных услугах много не заработаешь. Библиотека и не должна быть самоокупаемой, ее цель - оказание бесплатных услуг населению , которое «тратится» на нее, выплачивая налоги, и так делается во всем мире. В Америке сильно развито понятие попечителей библиотеки, а в Европе - спонсорство по отдельным проектам, но в любом случае помимо этого всегда есть централизованная поддержка.

Реальная потребность в крупных городах сейчас не в небольших муниципальных библиотеках, а в мощных, крупных, обладающих и печатными, и электронными ресурсами площадках, предоставляющих самые разные возможности для интеллектуального досуга.

«Чем больше развивается электронное чтение, тем меньше потребность в библиотеках, чьи фонды фактически все доступны в сети»

Средним, не национальным, библиотекам необходимо меняться, библиотека не должна быть местом, предоставляющей доступ только к книгам, так как человеку в большинстве ситуаций банально проще пойти в магазин и купить те, которые интересуют, либо скачать.

Смысла гнаться за университетскими библиотеками, укомплектованными по конкретной тематике нет, они все равно лучше будут наполнены. И двигаться в направлении «больше книг» тоже смысла нет никакого. Поэтому в современном мире библиотека становится интегратором предоставляемых услуг, где можно получить книги, видео, аудио, площадку для просмотра, прослушивания, неформальных клубов, чтения периодики и так далее, где это можно сделать хорошо, удобно, приятно и дешевле либо бесплатно по сравнению с другими местами.

«Книга как таковая, как «кирпич», как материальный объект из бумаги будет занимать в обществе все меньшее значение, именно поэтому мы стараемся работать с другими направлениями»

Библиотека это уже не место, где только дают книги, это дом культуры в старом понимании, только дом культуры, я бы сказал, интеллектуальный. Это место, где человек с мозгами может провести время. За компьютером посидеть или со своим ноутбуком и нашим Wi-Fi, книжки-газеты почитать, с друзьями встретиться. Да и просто забежать от дождя и выпить чашечку кофе.

В библиотеках всегда считалось, что книга это основное, все вокруг нее крутится и ее надо охранять как зеницу ока. Поэтому все, что было доступно человеку в открытом доступе на полках, всегда оказывалось самым старым и фиговым. А нужное, ценное, новое - в подвалах и «мы по запросу вам ее поднимем». Мы же, наоборот, самое востребованное подняли наверх, а самое новое поставили на отдельные вертушки, чтобы человек мог быстро выбрать и взять это домой. По нынешним временам понятие читального зала - смешное, сидеть за столом с книгой большинство не хочет и не будет.

«Мы, безусловно, хотим, чтобы как можно больше времени люди проводили в наших стенах, но заниматься они при этом могут чем угодно: писать конспекты, делать домашнее задание, да хоть зависать в блогах, опять же есть бесплатный вайфай, либо тупо дремать на пуфах где-нибудь в углу»

Трудно объяснить людям, что они могут сесть на пол, на пуфы. Многие до сих пор не рискуют в библиотеке расслабиться, почувствовать себя, как дома. В западных же библиотеках это абсолютно нормально и естественно.

«Библиотеки под завязку укомплектованы стандартным набором классики. Очередной Пушкин, приносимый людьми, освобождающими свои квартиры от книжных излишков, с точки зрения библиотеки не величина мирового значения, а вполне конкретное место на нашей полке, которого не всегда хватает для новинок»

В стране 9 федеральных библиотек, находящихся в подчинении Министерства культуры. Наша - бывшая Государственная республиканская юношеская библиотека . Перед нами же, помимо того, что мы функционируем в городе как общедоступная публичная библиотека, стоит задача методической поддержки всех библиотек страны, работающих с молодежью. То, что мы начали внедрять, надеемся, впоследствии будет использоваться библиотеками в субъектах Федерации.

Сейчас наше здание делится на 2 половины . Для ума и души - деловое чтение (естественно-научные, технические, общественные, гуманитарные науки, иностранные языки), а другая половина - компьютерная библиотека, зал с комиксами и периодикой для легкого чтения, зал редкой книги. Также отдельный зал художественной литературы и искусству со специализированным фондом по визуальным искусствам (в том числе дизайну, цифровому фото). Закупаются западные издания. Также базы данных, не доступные из дома, например, библиотека диссертаций РГБ, базы по периодике, законодательству. Приходишь и работаешь. Ко всем базам, которые есть у нас, доступ бесплатный. Это на самом деле наша принципиальная позиция: все ресурсы, неважно - печатные или электронные, должны быть бесплатны для наших читателей .

Не секрет, что многим не нравится, когда к ним в магазине подбегают продавцы и начинают допрашивать в стиле «что бы вы хотели посмотреть». Та же самая ситуация и в библиотеках: большинство не в восторге от того, что им приходится взаимодействовать с библиотекарями, что им задают вопросы, пытаются воспитывать. Мы стараемся максимально убирать такого рода ощущения от посещения библиотеки.

«У нас уже есть оборудование, дающее читателям возможность самостоятельно работать с библиотечным фондом: это и копировальные аппараты, и станции круглосуточного возврата, и, самое главное, станции самообслуживания, работающие на основе RFID технологий, на которых человек может самостоятельно зарегистрировать за собой литературу и взять ее домой»

Система работает так, что человек, в принципе, может пройти в библиотеку, взять книгу домой и уйти, не общаясь ни с кем из персонала.

Иногда какие-то идеи появляются просто из-за того что, кто-то пытался «настучать нам по голове». Например, по санитарным нормам мы должны обеспечить постоянный доступ к питьевой воде детям и подросткам. Иметь на балансе кулер со сменными баллонами довольно дорого, но, посмотрев по рынку, поняли, что можно поставить специальный кулер с фильтрами и запитать его напрямую от водопровода. Понятное дело - себестоимость такого решения намного ниже. По итогу и проверяющие довольны, и нам самим лишний бонус.

«Мы не дрожим над каждой отдельной книгой, так как понимаем, что, как и в армии, необходимо заранее закладываться на то, что часть будет неминуемо разворована»

Наша задача, разумеется, состоит в том, чтобы это минимизировать. Например, мы с помощью наклеенных на всех книгах RFID-меток в режиме онлайн видим, какие именно книги в данный момент проносятся через ворота. Если происходит срабатывание по несанкционированному выносу, сразу знаем, какую конкретно книгу пытались вынести.

«Захотели сделать у себя эдакий шоу-стоппер. Что-то, на что все бы обращали внимание, что могло бы нас однозначно идентифицировать при рассказах «очевидцев». Приглянулась идея: «А, это та библиотека с автомобилем в холле!»

Подходящий автомобиль получили по бартеру за право на проведение съемок на нашей территории. Единственно, что нам подходило по размерам - «моргуновка» - инвалидка из «Операции Ы». Ее нам привезли в кузове «газели» из Владимирской области. Разумеется, пришлось машину ремонтировать, делать броской. Теперь стоит, сияет.

Было у нас четкое желание сделать библиотеку максимально доступной для всех категорий читателей. К сожалению, не секрет, что для инвалидов доступ во многие учреждения культуры ограничен, т.к. они банально не могут туда заехать. У нас же был неплохой козырь - вся библиотека на первом этаже, оставалось дело за малым: расширить проходы, организовать пандусы, раздвинуть стеллажи, чтобы умещалась коляска. Самым трудным было то, что на первом этаже не было отдельного туалета, а спуск по лестнице, как бы не корячились, организовать у нас невозможно. Поэтому приняли решение о надстройке отдельного помещения со всей необходимой инфраструктурой, причем не только для инвалидов, но и для молодых матерей с младенцами. Доступ в него, пришлось ограничить, но соответствующие категории читателей могут попасть внутрь, просто приложив к замку свой читательский.

Есть небольшой фонд, порядка 3 тысяч, редких изданий. Самая старая книга в нем датируется XVI веком. Сейчас запущена программа по оцифровке этого фонда и выкладыванию в открытый доступ на сайте.

Одно из основных направлений - предоставление площадок для самых разных выставок, представлений, мероприятий, семинаров. При этом в большинстве это были партнерские проекты, без оплаты со стороны организаторов.

«Хотелось бы, чтобы общество избавилось от такого слезливо-сопливого отношения по поводу библиотек. Дескать, ах, храм науки, ах, книга - средоточие знаний»

Мы осознаем, что помимо нас на рынке полно охотников за досуговым временем, поэтому делаем все, чтобы не выглядеть бледно на фоне других поставщиков аналогичных услуг: книжных магазинов, кафе, кинотеатров, клубов и т.д. Но, когда ты выкладываешься по полной, делаешь всё, чтобы на твоей площадке было предоставлено максимум возможностей для раскрытия творческого, интеллектуального - какого угодно потенциала, а люди приходят и восклицают «ах, где же, где же этот запах книг», «ах бедные, бедные библиотекари, лучше бы вам зарплату подняли на эти деньги». Не хочется, чтобы отношение было как к светлым идиотикам-энтузиастам. Да и запах книг (если по-честному, когда их много, они старые, невостребованные и необеспыленные) весьма неприятен. А книжная «вековая пыль» - источник постоянной угрозы здоровью тех, кто с этим фондом работает.

«К счастью, большинство тех, кто к нам сейчас приходит, сами, без лишних подсказок и тыканий пальцем с нашей стороны, понимают, что то, что сделано - это не банальное хранилище книг, а нечто большее. А значит - все не зря.»

Ко Дню знаний фойе было украшено «кричалками» о пользе чтения, воздушными шариками, кленовыми листочками.

Наблюдая за читателями, приходящими в библиотеку, мы видели, что они с удовольствием и внимательно читают все, что находится на стенах. Поэтому во время работы проекта по экологии «Путешествие по созвездию Эколог», в фойе были размещены афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки эколого-природоохранной направленности.

Краткие, меткие выражения часто лучше многословных и долгих объяснений. Они прекрасно воспринимаются, хорошо запоминаются. Ребята, каждый раз приходя в библиотеку, имеют возможность еще раз прочитать все, что вывешено на стенах в фойе. Возможность ознакомления с этой информацией делает пребывание читателя в библиотеке более комфортным и интересным.

Очередное оформление было задумано, как выставка-диалог. Тема «Наша Родина – Россия». К ребятам обращается Читайка и предлагает обратить внимание на библиотечные стены и познакомиться с высказываниями известных людей о своей стране, с русскими пословицами и поговорками о дружбе, труде, о любви к своей Родине. И теперь дети не только могут прочитать, но и проиллюстрировать прочитанное, отразить в своих рисунках победы и достижения России, страны, в которой живут.

Завтра в Петербурге откроется обновлённая детская библиотека № 5 Красногвардейского района. The Village посмотрел, как устроен передовой читальный зал и поговорил с куратором проекта.

Библиотека представляет собой город в миниатюре, разделённой на пять функциональных площадок. Первая - «Маленький город», где выставлены книги для детей от шести месяцев и старше. Читатель может воспользоваться единым электронным билетом, самостоятельно оформить и сдать книги с помощью станции книговыдачи. Пространство наполнено игровыми развивающими компонентами: здесь есть конструкторы, сборная железная дорога, сенсорный игровой терминал и игровые модули, собранные по методике Монтессори - для развития моторики, внимания, воображения и других важнейших основ становления малыша.

На второй площадке - «Большой город» - собрали книги по всем отраслям знаний для читателей среднего и старшего школьного возраста. Есть Wi-Fi, компьютеры, столы для работы и коллекция художественных и мультипликационных фильмов.

Далее идут «Аллея» и «Парк развлечений», где можно сыграть в напольные шахматы, Xbox и многочисленные развивающие игры. Здесь же будут проходить семейные мероприятия, которые помогут подучить биологию, физику, этнографию и другие науки. Рядом расположена «Академия» - небольшой конференц-зал для детских лекций, мастер-классов, встреч с писателями и выдающимися людьми. Он оснащён проектором, интерактивной доской, домашним планетарием.

Наконец, тут есть «Театральная площадь» - театральный мини-зал, который может трансформироваться под разные события: лекции, концерты, мастер-классы, встречи, выступления кукольного театра.























ЕЛЕНА ШПАКОВСКАЯ
куратор проектов библиотек Красногвардейского района

Проекты обеих библиотек (этой и Гоголя) разрабатывались одновременно. Инициаторами этих перемен ещё с 2011 года являются коллектив и директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района.

По нашей концепции, библиотеки - это пространство для развития и действия. Мы создаём для жителей района детскую библиотеку нового поколения, мультикультурный развивающий социально ориентированный центр для детей и родителей, в котором комфортно читать, отдыхать, познавать новое, встречаться с друзьями и интересными людьми.
Помимо традиционных форм библиотечного и информационного обслуживания, в пространство библиотеки органично включаются зоны эдьютейнмента с игровым/развивающим оборудованием для детей разного возраста. Для родителей специально заказаны книги о том, как развивать своего ребёнка.

Следующий проект - реконструкция библиотеки Ржевской в Красногвардейском районе - там будет создан современный технологичный полифункциональный информационный центр, включающий самые разные форматы существования человека в информационном пространстве: от коворкинга до профессионального общения

ФОТОГРАФИИ: Яся Фогельгардт

Организация библиотечного пространства в центральной детской библиотеке муниципального учреждения культуры « Централизованная библиотечная система » г. Балтийска Калининградской области. Уют библиотеки нас манит: Здесь лампа так приветливо горит. Диванчик ждёт… Сыграем в «Уголке» ? Вот лист бумаги, карандаш в руке…


Наша библиотека – бесплатное и абсолютно доступное учреждение. Учитывая, что работая в библиотеке, ребёнку хочется сменить обстановку после занятий в классе, мы вносим элементы комфортности в оформлении библиотечного пространства. Мы постоянно совершенствуем свой образ, улучшаем условия, меняем интерьер. Наш девиз – «Все для читателя!». Работаем мы с 11 до 19 часов. У нас открытый доступ к фондам, 2 читальных зала для делового чтения, 2 абонемента и Уголок рекреации для проведения досуга детей младшего школьного возраста. В библиотеке всегда уютно и комфортно. Наш фонд сформирован не стареющей по содержанию классикой, учебной и справочной литературой, поэтому он всегда востребован. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации.


Можно продемонстрировать свои таланты или поучаствовать в интересных и неповторимых конкурсах. На абонементах кому-то нравится просто «утонуть» у удобном кресле с любимой книгой. Маленькие читатели с удовольствием проводят в библиотеке своё свободное время. Главная задача наших выставок – привлечь внимание и заинтересовать, чтобы каждому захотелось остановиться около них. У нас каждый читатель находит занятие для своей читательской души. Здесь можно подготовиться к урокам. Можно просмотреть новинки газет и журналов.




Наши читатели имеют возможность пользоваться электронным каталогом, работать в различных программах, скачивать информацию на любой носитель, распечатывать документы на принтере и пользоваться услугами ксерокса и сканера. Для привлечения читателей к книгам часто оформляем экспресс- выставки с возникновением актуальной темы, которые привлекают закладками и значками- символами.


По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны. По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны.


В формировании и оформлении библиотечного пространства на абонементах учитываются возрастные особенности читателей. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Оформление стеллажей на старшем абонементе.


Выставки для малышей содержат не только книги, но и предметы, привлекающие внимание детей. Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения! Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения!


А ночной хозяин этого сказочного места библиотечный гном Гоша создает атмосферу загадочности. Легенду о Гоше мы взяли из книги Владислава Крапивина «Возвращение клипера «Кречет». Рассказываем её на каждой экскурсии при записи детей в библиотеку. И приятно слышать, когда малыши говорят, что сегодня они были не просто в библиотеке, а были в гостях у Гоши.




Чтобы сохранить роль книги в детской жизни, стараемся активизировать внимание на семейное чтение. Для этого оформили Уголок «Я хо-чу чи-тать». Родителям предлагается методическая литература в виде Памяток, Подсказок, Закладок. По воскресеньям проводятся групповые и индивидуальные занятия с родителями, а в рабочие дни только индивидуальные беседы, где опытные библиотекари стараются помочь, заинтересованным в воспитании читающих детей, родителям. Как рекомендательная подсказка в организации чтения оформляется «Сказочный календарь» на каждый месяц. Цитаты для этого уголка подбираются значимые. Например, «Давая детям книги, мы даём им крылья».





Расстановка фонда для детей среднего и старшего школьного возраста – систематическая, по отраслям знаний. На абонементе для раскрытия фонда стараемся оформлять и полочные выставки. Оформляем «говорящие» выставки. К большим литературным праздникам – панорамные выставки.










Для старшеклассников оформляем выставки в цикле «Время читать книги для души», причём темы и книги для них подбираются в соответствии с политическим и литературным календарем. Для этого в центре зала есть выставочный стеллаж «Россия молодая читает», на котором периодически меняются экспозиции и слоганы о чтении: «Открой книгу, открой свой мир», «Есть книга вечная любви», «Чтение – модно, посещать библиотеку – престижно», «Стань круче с книгой!», «Не грусти, почитай, похохочи!», «Лучше в жизни дела нету, чем зайти в библиотеку», «Не пошёл на дискотеку, заходи в библиотеку», «Библиотека – интеллектуальный магазин, покорми мозги!». Также оформляем внутриполочные и «говорящие» выставки.



Помещение библиотеки используется и как место для проведения встреч, конференций и семинаров, презентаций и праздников. Своеобразный колорит оформлению фойе придают стеклянные витрины со сменяющимися экспозициями. Композиции из живых цветов, воздушных шаров придают этому пространству красивый и праздничный вид.


(организация интеллектуального досуга читателей) В летний период мы востребованы городом для организации досуга летних лагерей. Традиционно проводим встречи в виде познавательных часов, конкурсы, кино - показы, встречи с интересными людьми. Инновационным моментом можно назвать работу профориентационного лагеря труда и отдыха «Друзья книги». Лагерь создаётся УСЗН для отдыха, оздоровления и занятости подростков из мало обеспеченных семей в летний период, где есть возможность не только отдохнуть, но и заработать денежные средства. В нашей библиотеке он работает уже 7 лет. Мы принимаем 15 подростков, предоставляем им своё помещение, организовываем занятость, проведение досуга, проводим воспитательные мероприятия.




Для развития личности этих ребят психолог молодёжной организации САТОРИ проводит круглые столы. «Мир, в котором я живу» - для формирования навыков толерантного сознания. Круглый стол «Компьютерная игромания: увлечение или болезнь», проводится в виде откровенного разговора «Компьютер мне был другом, становится врагом» и тестирования «Зависимый ли ты человек от компьютера?». Круглый стол «Человек и его пороки» проходит как встреча-откровение «На каком уровне твоя табачная зависимость?» с тренингом-предупреждением «Предрасположен ли ты к наркотикам?». Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья. Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья.




Ребята этой смены работали по особой краеведческой программе «Изучаем прошлое», к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ключевым моментом стало изучение документов истории края На экскурсии в музее Вислинской косы подробно познакомились с историей апреля 1945 года. Это легендарные дни штурма. И как результат, библиотека имеет 4 литературно- исторических исследования: «Шура Серебровская», «Первые жители пос. Коса», «Западный десант», «Балтийская коса: прошлое и настоящее». Очень многое об истории города и области ребята почерпнули из книг Лидии Довыденко, местного писателя-краеведа. И им очень повезло, что они смогли побывать на презентации её книги «Тайны Пиллау», которая прошла в библиотеке специально для лагеря. Каждый подросток получил в подарок книгу «Тайны Пиллау» с автографом автора.


Экскурсия в замок Шаакен помогла узнать прошлое области. Этот замок - воплощение средневековья. Он построен в ХП веке. Все смогли почувствовать себя немного рыцарями и прекрасными дамами: можно было покататься на коне, сражаться на копьях и мечах, стрелять из лука, примерить старинную одежду, поесть «средневековой пищи». Но главное – в воздухе витал дух старины. Правда, было жутковато, когда экскурсовод рассказывал о страшных пытках, которые использовали монахи для борьбы с еретиками. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного.




Театр книги используется как составная часть массовых мероприятий, проводимых для детей младшего возраста, что способствует воспитанию у них любви к чтению через игру и эстетическое восприятие текста. В нем воспитывается активное творческое чтение. Ведь в раннем детстве понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией. Участвуя в постановках Театра книги, ребята с радостью ходят на репетиции, читают и учат тексты, а затем показывают свое актёрское умение. Театр книги работает и как театр кукол, и как театр на столе, и как театр анимации и как театр теней. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги.




Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями.
В течение учебного года в этом библиотечном пространстве проводится работа по дополнительному литературному развитию с учащимися 1-х классов и группами продлённого дня. Работаем по программам «Моя первая русская история» и «Времена года: летопись народных праздников и обрядов на Руси». Это громкие чтения исторической и художественной литературы, в сочетании с развитием творческих способностей методом конкурсов и игровых программ. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина.


По программе «Времена года» в январе была оформлена выставка- рассказ «Зимние народные гуляния», проведена познавательная беседа «Гуляй на святки без оглядки» с громким чтением рассказов И. Шмелёва из книги «Лето господне» и рассказов Н.С. Лескова. Затем ребята брали книги для домашнего чтения по этой теме и на следующей неделе проводили игровую программу «Рождество и святочная неделя». В мае оформлена выставка – символ «Всех месяцев звончее весёлый месяц май!». Беседа с видеосюжетами «Святая Троица». Громкое чтение книг на тему «Труд людей в весенние дни». Литературно-познавательный час с игровой программой «Пойдём, девочки, завивать веночки! Завивать веночки, завьём зелёные!». В декабре это выставка-символ «Заискрится снег морозный серебром парчи». Затем беседа с видеосюжетами «С Новым годом! Со всем родом!». Громкое чтение книг на рождественскую тему и игровая программа «Здравствуй, гостья зима!». Опрос среди учителей-пользователей программы, работающих по инновационным технологиям, позволил её ежегодно совершенствовать и продолжать развитие познавательных интересов школьников. Библиотечное пространство «Улица Колокольчиков» построено в помещении младшего абонемента. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. Выставки литературы оформляются на большом « книжном дереве».


Главный библиотекарь С.В. Баркова знакомит первоклассников с библиотечным пространством «Улица Колокольчиков» Массовые мероприятия проводим здесь же. Ведь на «Улице Колокольчиков» как на подиуме, можно разместить рампу для Театра книги. Если нужно использовать видео-сюжеты, то дети должны будут повернуться на своих стульчиках, что тоже очень интересно, к видео-стене, где расположены технические средства.