Информация о картине единый центр кандинского. Знаменитые картины василия кандинского. Кто такой Кандинский Василий Васильевич

Художники Эпохи Возрождения задали высокую планку в изобразительном искусстве. Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, . В лучшие Музеи Мира редко попадают дилетанты.

Василий Кандинский (1866-1944) – один из крупнейших художников XX века, тех, кто не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.

В 30 лет он оставил карьеру профессора юриспруденции, посетив оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и выставку импрессионистов, где он увидел работу «Стога сена».

В 1896 году Кандинский, решив стать художником, отправляется в Мюнхен, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе. Позднее Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Там были довольны студентом, но его палитру считают слишком яркой. Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую» .

И именно эта работа над композицией двигает его вперед, так как в монохромной живописи он не отвлекается на так любимый им цвет. И в дальнейшем это дает возможность стремительному развитию Кандинского в искусстве.

Одна из моих любимых работ - зимний пейзаж Василия Кандинского. Эта работа идеальна по цвету, простоте линий, композиции, ее сложно повторить, при всей кажущейся простоте. Она была написана в Мюнхенский период, когда художник быстро стремительно удалялся от изображения вееров, кринолинов и всадников в сторону абстрактного пейзажа и позднее чистой абстракции.

По мнению Кандинского, то произведение прекрасно, где форма соответствует внутреннему содержанию. Пространство в виде формы ее ограничивающей. Эти два элемента – краска и рисунок – существенный, вечный, неизменный язык живописи.

Совершенно неожиданные цвета. Желтая, розовая, голубая и синяя гамма «Зимнего пейзажа» передает настроение зимы, хотя традиционно зима изображалась в белых и голубых тонах.

Цвет здесь создает определенную эмоцию, и несмотря на теплую цветовую гамму – мы чувствуем тишину зимы, уют, камерность картины.

В своей статье Кандинский говорит о том, что произведения искусства состоят из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая подобно материальному музыкальному тону одного инструмента, усиливает соответствующий музыкальный тон другого, вызывает душевную вибрацию человека, который смотрит на картину.

В то время, когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через чувства. Эта вибрация и есть связь нематериального и материального мира.

Другая работа Василия Кандинского: «Восточное», написанная в 1909 году. Здесь с помощью цветового сочетания желтого, красного, белого, синего создается энергия полотна. Интересно, что именно белый цвет и акценты синего и красного держат композицию картины. Точно подобранная цветовая гамма создает настроение, персонажи изображены условно, поскольку важна общая энергия происходящего события.



«Качество художественного произведения может быть оценено вполне только его автором: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию» (Василий Кандинский «О духовном в искусстве»)

В работе «Мягкая напряженность» (1923) мы видим, как через линию и острые элементы, можно передать психологическое состояние человека.

Вот еще одна из работ Кандинского – «Композиция VIII» 1923 года. Здесь уже видно, что художник сложился, уже была написана работа «О духовном в искусстве». На полотне мы видим, как с помощью линий и точек, создается динамика. В работе нет ничего лишнего, ни одной фальшивой ноты.

В обычной жизни мы легко можем определить встречу с истинным произведением искусства – сходив на выставку того или иного художника, мы еще несколько часов или дней находимся под впечатлением от увиденного: энергия искусства согревает наше сердце, душа умиротворена гармонией цвета и формы.

Диалог с Василием Кандинским актуален и сегодня – его картины – артефакты подлинного высокого искусства. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. И к этому надо стремиться всем людям, которые решили связать свою жизнь с искусством и творить.

Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.

Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья. Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной. Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.

Творчество Василия Кандинского

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование - родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной.

Горный пейзаж с церковью Железная дорога Страшный суд

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.

— Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.

Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна - отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».

Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.

«Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на недавней конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд.

По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.

Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. - ISBN 3-8297-1004-6
  • Schulz,Paul Otto.Ostbauern.Köln:DuMont, 1998 - ISBN 3-7701-4159-8
  • Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. - ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
  • Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.
  • Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. - 2002.- Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
  • Валерий Турчин. Кандинский в России. М.: Художник и книга, 2005. - 448с. - ISBN 5-9900349-1-1
  • Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. С. 189-249.
  • Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mosintour.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Василий Кандинский биография и творчество известного художника изложены в этой статье.

Василий Кандинский биография краткая

Биография Кандинского Василия, будущего художника началась 16 декабря 1866 года. Он родился в Москве в семье купца. Вместе с семьей он в 1871 году переезжает в Одессу. В городе он посещал классическую гимназию и занимался с учителем по рисованию, которого приглашали на дом.

Василий Кандинский в 1885 году поступает в Московский университет на факультет юрисдикции. Успешно закончив его, Василий даже начал писать диссертацию. Но так и не закончил ее. Кандинский решил стать художником.

Он в 1896 году уехал в Мюнхен, чтобы посещать художественную школу А. Ашбе. Здесь он научился строить композиции и работать с формами, линией. Также художник слушал курсы анатомии, и каждый день рисовал натурные этюды. Позже Кандинский поступает в академию художеств Штука.

В 1901 году в Мюнхене он основал художественное объединение под названием «Фаланга». За 4 года в пребывании в городе, Кандинский организовал 12 выставок. А в 1909 году художник возглавил Новое художественное общество.

Василий Кандинский любил путешествовать. Он посетил Голландию, Швейцарию, Италию, Францию, Россию. Во время путешествий он преимущественно писал цветовые пейзажи.

В 1911 году Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», которая перевернула устоявшиеся представления об искусстве. Книга была первым теоретическим справочником абстракционизма. Также в этом году было организовано им объединение «Синий всадник». Цель объединения – пропаганда новых идей в театре, живописи и музыке. Параллельно с этим в Берлине прошла персональная выставка работ Кандинского с 64 художественных композиций.

Также он, живя за границей, активно сотрудничал с русскими художниками — К. С. Малевичем, Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой. Помогал им организовывать и участвовать в разнообразных выставках.

В 1915 году художник возвращается в Москву. После Октябрьской революции Кандинский занимался преподавательской и музейной деятельностью, вошел в 1918 году в коллегию Отдела ИЗО Нар-компроса. Он организовал в Петрограде Музей живописной культуры в 1919 году и возглавил в 1919-1921 годах Всероссийскую закупочную комиссию.

В 1921 году его делегировали в Германию в качестве представителя Академии художественных наук, чтобы установить постоянные связи между лицами и учреждениями художественного значения. Спустя год Василия пригласили в высшую школу художественного строительства и конструирования в Германии. Это сделало его имя известным на весь мир. Художника назвали теоретиком абстрактного искусства. Каждый год проходили персональные выставки в Америке и Европе. В 1926 году была издана его книга «Точка и линия на плоскости».

В 1933 году Кандинский переехал во Францию. С приходом нацистов к власти, много работ художника были уничтожены.

Во Франции он прожил 11 лет и создал здесь 250 гуашей и акварелей, 144 картины. Искусство Василия Кандинского признано во всем мире

Картины Василия Кандинского – «Ахтырка. Осень. Этюд», «Шлюз», «Старый город», « Синий всадник», « Берег залива в Голландии», « Мурнау. Двор замка», «Русский всадник», «Русская красавица в пейзаже», «Русская деревня на реке с ладьями», «К городу».

Я вообще не поклонница абстракционизма. Но сейчас так много говорят о Кандинском, на его творчестве много сюжетов было сделано на открытии, закрытии Олимпиады, Паралимпиады, что я решила серьёзнее познакомиться с его картинами и его биографией. И вам напомнить, мои дорогие друзья. Давайте вместе пройдемся по его творчеству и вообще по его жизни. Коротко. Из обилия информации в интернете я выбрала на мой взгляд самое основное.

Творчество Василия Васильевича Кандинского — уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.


Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта.

В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой.


Площадь баварского города Вайльхайм.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно.

До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончил в 1893 г. юридический факультет Московского университета.

Это одна из самых знаменитых картин Кондинского. "Гребля"

Резкие черные линии изображают весла и являются ключом к картине, стиль которой немало удивляет зрителей.

Но отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках в России.

«Дома в Мюнхене»

были написаны В.Кандинским в 1908 году тем живым цветом, который впоследствии стал его «визитной карточкой.

Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция:

иконы, древние храмы, сказочные персонажи.

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих

поисков Кандинского:именно линия и цветовое пятно,

а не сюжет являются носителями духовного начала

В «Композиции IV» (1911)

черные линии в сочетании с контурными обозначениями предметов образуют вполне абстрактную композицию, составленную из блоков чистого цвета.

Цветовые пятна и линии у Кандинского образуют захватывающую

дух стихию движения и приблизил природу живописи к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.

«В сером» - одна из немногих больших картин масло, сохранившихся от «русского периода» (1915-1921) Кандинского.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вернулся в Москву. Но пребывание Кандинского в России было недолгим, уже в конце 1921 г. он навсегда покинул страну.

Эта работа Кандинского, продана в Нью-Йорке за 17 млн долларов

В 1933 г., после прихода к власти нацистов художник эмигрировал во Францию.

Умер в 1944 году

Самая дорогая картина Кандинского

«Эскиз к импровизации №8″, которая выставлялась в Москве в октябре 2012г. и была продана на аукционе за 23 млн 42,5 тыс. долл.


Почти 17 лет картина «Фуга» — импровизация Василия Кандинского 1914 года—

держала абсолютный ценовой рекорд для русского искусства.

Была продана за 19 млн.

Наверное, не существует таких людей, которые при первом знакомстве с творчеством Кандинского признали бы его гениальность. Первый взгляд на его «композиции», «импровизации» и «импрессии» провоцирует разные мысли: от «такое мог бы и ребенок намалевать» и до «что же хотел на этой картине изобразить художник?». А при более глубоком знакомстве оказывается, что художник и не собирался ничего изображать, он хотел заставить вас чувствовать.

Великий первооткрыватель абстракции Василий Кандинский совершенно не собирался становиться художником и тем более философом мира искусства. Напротив, его отец – известный московский коммерсант того времени Василий Сильвесторович Кандинский – видел его успешным юристом, что привело будущего абстракциониста на юридический факультет Московского Университета, где он изучал политическую экономику и статистику. Безусловно, Кандинский вырос в интеллигентной семье, которая не отрицала важность искусства в жизни человека, поэтому еще юношей Василий получил базовые знания в мире музыки и живописи. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно. Несмотря на любовь к своей родине, в частности к Москве, которая не раз появится на его полотнах, Кандинский в 1896 году ради своей страсти к живописи переезжает в Мюнхен – город, славившийся в то время своей открытостью к новым жанрам искусства и гостеприимством для начинающих художников. Толчком к тому, чтобы бросить привычный образ жизни и отправиться в неизведанное, стал повод, совершенно не связанный с искусством, – в мире физики произошло очень важное событие – открытие разложения атома. Как писал в своих письмах научному руководителю сам Кандинский, этот переворот в мире физики вызвал у него странные чувства:«Рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким…» .

Тот факт, что мельчайшая частица не является целостной, а состоит из множества еще неизученных элементов, привел будущего художника к новому мировоззрению. Кандинский осознал, что все в этом мире можно разложить на отдельные составляющие, и сам он описывал это чувство так:

«Оно (открытие) отозвалось во мне, подобно внезапному разрушению всего мира” .

Еще одним поводом к полному перевороту сознания Кандинского стала выставка французских импрессионистов, привезенная в Москву. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Это произведение поразило Василия Васильевича своей беспредметностью, так как до этого он был знаком исключительно с реалистичной живописью русских художников. Несмотря на то что на картине с трудом угадывается сюжет, она затрагивает определенные чувства, вдохновляет и остается в памяти. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.

В Германии Василий Кандинский быстро осваивает классический рисунок, технику импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов, и вскоре уже становится признанным авангардистом. В 1901 году свет увидела его первая профессиональная картина «Мюнхен. Планегг 1», в которой сочетались яркие мазки Ван Гога и нежный солнечный свет импрессионистов. Впоследствии Кандинский в своем творчестве стал уходить от детализации своих творений, двигался от реалистичности к экспериментам с цветом.

«Мюнхен. Планегг 1» (1901) – Частная Коллекция

Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. Книга сильно опережала свое время, поэтому издателя для нее было найти очень сложно. Интересен тот факт, что оригинал написан Кандинским на немецком языке, а на русском книга вышла только в 1967 году в Нью-Йорке благодаря Международному Литературному содружеству и жене художника – Нине Кандинской. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. За год ее издавали 3 раза, а в Скандинавии, Швейцарии и Голландии, где распространен немецкий язык, книга читалась всеми, кто имел хоть какое-то отношение к искусству. Русские авангардисты имели возможность ознакомиться с содержанием трактата на Всероссийском съезде художников в декабре 1911 года благодаря докладу Н.И. Кульбина «О духовном в искусстве». В нем он использовал некоторые главы книги Кандинского, включая главу о разных возможных геометрических формах в абстрактном творчестве, что сильно повлияло на передовых русских художников того времени, включая Казимира Малевича. Но труд Кандинского – это не учебник. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. В самом начале книги Кандинский делит всех художников на 2 типа, основываясь на определениях Роберта Шумана и Льва Толстого. Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности.

«В нашей душе имеется трещина, и душа, если удается ее затронуть, звучит, как надтреснутая драгоценная ваза, найденная в глубине земли».

Большое влияние на художника всегда оказывала музыка, так как именно она является единственным абсолютно абстрактным искусством, заставляющим работать наше воображение, избегая предметности. Как ноты складываются в прекрасную мелодию, так и краски Кандинского в своем сочетании рождают удивительные картины. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью?».

В поисках ответа на этот вопрос Кандинскому помогло знакомство с австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Благодаря концерту Шенберга родилась еще не до конца абстрактная, но уже почти беспредметная картина мастера «Импрессия III . Концерт». Темный треугольник на картине символизирует рояль, ниже можно увидеть притянутую музыкой толпу, а цветовое решение прекрасно отражает то яркое впечатление, которое получил Кандинский на концерте Шенберга.

Кандинский был уверен, что именно Шенберг правильно воспримет его философию абстрактного творчества, и не ошибся. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Объединившись с художниками Августом Маке, Францом Марком и Робером Делане и, конечно, композитором Арнольдом Шенбергом, Кандинский наконец-то попадает в среду, способствующую переходу к полной абстракции в творчестве, поиску новых форм и цветовых сочетаний.

«Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Невозможно спорить в этом утверждении с Кандинском, потому что множество современных исследований доказывает, что цвет влияет даже на наши примитивные желания и состояния: все знают, что красный цвет вызывает аппетит, зеленый успокаивает, а желтый добавляет нам бодрости и энергии. А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Этого и хотел добиться великий художник. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком, избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде.

«Искусство не воспроизводит видимое, но делает видимым то, что не всегда таковым является». (с) Пауль Клее

Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Например, в нашей Третьяковской галерее можно увидеть одно из самых значимых и масштабных произведений художника, написанное в 1913 году, – «Композиция VII ». Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Масштаб позволил разместить на картине различные по интенсивности и цветовому решению фрагменты: остроугольные, тонкие, в основном темные элементы в центре и более плавные формы и нежные цвета по периметру позволяют нам испытать разные ощущения, глядя на одну и ту же картину. Мрачные тона справа контрастируют со светом на этом полотне, окружности с нечеткими краями рассекаются жесткими прямыми линиями. Композиции Кандинского – это сочетание несочетаемого, поиск гармонии в хаосе, это произведения, скорее похожие на музыку, так как являются наиболее абстрактными. Именно эти произведения считаются главными проводниками философии художника и кульминацией всего его творчества.

Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Например, на нескольких картинах мы можем увидеть изображения лодок и кораблей: этот мотив появляется, когда художник хочет рассказать нам о том, как человек сражается с окружающим миром, словно парусные суда сопротивляются волнам и стихии.

На некоторых картинах мы с трудом можем различить мачты, как, например, на картине «Импровизация 2 8 (Морской бой)», созданной в преддверии Первой мировой войны, в то время как на других полотнах образ судна виден с первого взгляда, как на «Импровизации 209», написанной в 1917 году, когда во всей России чувствовался дух революции.

Еще один частый элемент, встречающийся в «Импровизациях», – это всадники, характеризующие стремления людей. Образ воинов на лошадях имел особенное значение для Кандинского как человека, постоянно сражающегося с устоявшимися нормами и канонами ради своих убеждений. Не случайно в названии клуба творческих единомышленников абстракционистов присутствует эта аллегория.

В то время как «Композиции» Кандинского продуманы до мелочей, а расположение фигур и использование определенных цветов абсолютно сознательны, то при написании «Импровизаций» художник руководствовался процессами внутреннего характера, показывал свои внезапные бессознательные эмоции.

Заметные перемены в творческом пути Василия Кандинского происходят во время его возвращения в Москву в 1914 году. Как гражданин России художник был вынужден покинуть Германию во время войны и продолжить заниматься искусством на Родине. С 1914 по 1921 годы он жил в Москве и занимался продвижением своих идей в массы, сотрудничал с правительством в подготовке музейной реформы, развивал художественную педагогику и вдохновлялся родным городом.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва - мой живописный камертон»

Во время пребывания в России художник метался между разными жанрами и даже изображал Москву достаточно детально (относительно всего своего творчества), а в какой-то момент вернулся и к импрессионистическим зарисовкам.

На всем творческом пути Василия Кандинского мы видим множество разных жанров, приемов и сюжетов. В один и тот же год художник мог создать и достаточно конкретное произведение с понятным широким массам смыслом, и полную абстракцию. Этот факт подчеркивает разносторонность его личности, стремление к новым знаниям и техникам и, конечно, постоянное развитие творческого гения внутри самого себя. Художник, учитель, ценитель музыки, писатель и, конечно, философ мира искусства Василий Кандинский не оставляет равнодушным никого, потому что главной его задачей было заставить людей чувствовать, ощущать, испытывать эмоции. И он достиг этой цели благодаря тому культурному наследию, которое он оставил будущим поколениям.

Где увидеть картины Кандинского в России?

  • Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Красноярский музей изобразительных искусств
  • Государственная Третьяковская галерея на крымском валу, Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург
  • Русский Музей, Санкт-Петербург
  • Музейный комплекс Тюменской области