Художественная сила искусства. Волшебная сила искусства: художественный образ. Преобразующая сила искусства

Каким средством воздействует искусство на человека? Как оно влияет на мировоззрение и восприятие всего окружающего пространства? Почему от некоторых музыкальных произведений бегут «мурашки» по коже, а от сцены в кинофильме - слёзы по щекам? Точного ответа на эти вопросы не даст никто - искусство способно пробуждать в человеке самые разнообразные и зачастую очень противоречивые чувства.

Что такое искусство?

Существует точное определение искусства - это процесс или результат выражения в художественном проявлении, а также творческий симбиоз, который передает те или иные чувства и эмоции, переживаемые в определенный момент. Искусство многогранно. Оно способно передать переживания одного человека и даже настроения всего народа в конкретный отрезок времени.

Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми. Искусство - это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно - великий художник это или ценитель живописи.

Средства воздействия искусства и его виды

В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные музыка, литература, живопись, театр, цирк, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также графика и многое другое.

Каким средством воздействует искусство? бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т.д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.

Многогранность искусства

Как уже было сказано, искусство многогранно. Об этом особенно красноречиво говорят сохранившиеся с незапамятных времен шедевры скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы, живописи и графики, а также бессмертное кино и театральные постановки. и исторические исследования показывают, что древнейшие цивилизации стремились к выражению собственного «Я» через рисунки на скалах, ритуальные танцы у костра, традиционные костюмы и др.

В искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей - сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное.

Музыка - отдельный вид искусства

Пожалуй, этот вид искусства заслуживает отдельной большой категории. С музыкой мы сталкиваемся постоянно, даже наши древнейшие предки совершали различные ритуалы под ритмичные звуки самобытных инструментов. Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.

Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.

Живопись

Воздействующая сила искусства - это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов - все это средства изобразительного искусства.

Всемирно известные шедевры художников хранятся в сокровищницах галерей и музеев. Картины оказывают удивительное воздействие на внутренний мир человека, они способны проникнуть в самые потаенные уголки сознания и посеять зерно истинных ценностей. Более того, создавая уникальные произведения изобразительного искусства, человек выражает собственные переживания и делится со всем миром своим видением окружающей действительности. Всем известен тот факт, что лечение некоторых заболеваний нервной системы зачастую сопровождается занятиями по рисованию. Это способствует исцелению и умиротворению пациентов.

Поэзия и проза: о воздействующей силе литературы

Наверняка всем известно, что слово, по своей сути, обладает невероятной силой - оно способно излечить израненную душу, обнадежить, подарить радостные мгновения, обогреть, точно так же слово способно ранить человека и даже убить. Еще большей силой обладает слово, обрамленное красивым слогом. Речь идет о литературе во всех ее проявлениях.

Шедевры мировой классики - это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды - все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека - в частности, литературы - многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.

Литературные произведения формируют внутренний мир человека, и совершенно не случайно в наши времена, наполненные инновациями и технологическими новшествами, людей призывают вновь окунуться в необычайно уютную атмосферу, которую создает хорошая книга.

Влияние искусства

Прогресс не стоит на месте, точно так же, как и искусство. Для разных эпох характерны определенные тенденции, которые в той или иной степени нашли отражение во многих произведениях. Более того, зачастую именно модные веяния формировали образ и уклад жизни населения. Достаточно лишь вспомнить, как направления архитектуры диктовали каноны строительства и обустройства внутреннего убранства. Воздействующая сила искусства способствовала созданию не только сооружений в определенном стиле, но и формировала общие вкусы среди населения.

Так, например, в архитектурной сфере есть даже своеобразная классификация исторических периодов: эпоха Ренессанса, рококо, барокко и т.д. Каким средством воздействует искусство на человека в этом случае? Оно формирует вкусовые пристрастия человека, его стиль и манеру поведения, диктует правила оформления интерьера и даже стиль общения.

Влияние современного искусства

О современном искусстве говорить сложно. Это вовсе не обусловлено специфичными особенностями XXI века, наполненного инновациями и уникальными технологическими новшествами. В свое время многих писателей и художников не признавали гениями, более того, их зачастую считали сумасшедшими. Вполне возможно, что через несколько сотен лет наших современников будут считать гениями своего времени.

Тем не менее проследить тенденции современного искусства достаточно сложно. Многие склоняются к тому, что нынешние творения - это всего лишь разложение старых. Каким средством воздействует искусство в этом случае и как оно влияет на формирование личности, покажет время. А для творцов очень важно сформировать и вырастить в обществе чувство прекрасного.

Каким средством воздействует искусство?

Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла. Искусство во всех своих проявлениях не учит отличать хорошее от плохого, свет от тьмы и белое от черного. Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.

Дошедшие до наших дней творения архитекторов, живописцев, писателей и музыкантов красноречиво говорят о бессмертности подлинных шедевров. Они в полной степени показывают, насколько бессильно время перед бесценными произведениями классиков.

Истинное искусство нельзя не заметить, а его сила способна не только сформировать внутренний мир, но и круто изменить жизнь человека.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока :

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие : создать условия для развития у учащихся метапред-метных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О" Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария,Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один - эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл - напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литераьуры.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть».
Б. Васильев «Завтра была война»

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция .

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя; диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы - молодцы! (возможно, оценивает работы)

На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

Легенды Одессы. В эти праздничные дни захотелось поведать несколько историй, связанных с искусством такого специфического города как Одесса, потому что не только город, но и его искусство своеобразно.

Уж пробил 33-й час!

Театр — это импровизация. Выйти из щекотливого положения с честью — это большое искусство. И вот вам пример того, что одесские актёры таким искусством владели. Был такой случай в Одесском русском драматическом театре им. Иванова. Игралась пьеса Гауптмана «Перед заходом солнца». Актёр Михайлов один на сцене. Часы по сюжету должны пробить одиннадцать. По режиссёрскому замыслу — это роковая черта, которую герою не переступить. Бутафорские часы на сцене, ясное дело, не бьют — это за сценой помреж Юра бьёт металлической палочкой по медному цилиндру.

А тут как раз за кулисами готовится к выходу в своей сцене молодая актриса Света Пелиховская — новенькая в труппе, приехала из Москвы, к тому же писаная красавица. Палочка у помрежа Юры железная, но сам он не железный, поэтому изо всех сил флиртует с хорошенькой дебютанткой, не забывая при этом исполнять роль часов с боем.

Михайлов на сцене в образе, уже весь в предчувствиях. А Юра за кулисами весь в чувствах. При этом Юра исправно отзванивает. А Михайлов вслух считает удары, потому что ожидает одиннадцатый. Роковой! «Раз, два, три…» И вот одиннадцать! Но что это?! Часы бьют двенадцать, потом тринадцать. Михайлов близок к обмороку, зато Юра близок к вершине счастья: Пелиховская уже присела на столик помрежа и показала коленку. К двадцатому удару часов таким поворотом в пьесе уже заинтригован весь зал. Сначала про себя, а потом шёпотом весь зал уже тоже считает:

— Двадцать семь, двадцать восемь...

У кого-то не выдерживают нервы, и раздаётся нервный смешок. Смешок переходит в хохот. Зал начинает содрогаться. Это слышит помреж Юра и мудро решает: «Пожалуй, достаточно!».

В самом щекотливом положении, как вы понимаете, находится герой на сцене. Но большой артист обязан оправдать любую ситуацию. Михайлов подходит к рампе и срывающимся голосом бросает в зал:

— Уж пробил тридцать третий час! Как поздно! Боже, что будет?!

Номенклатурный реквизит

Предлагаемые обстоятельства. Их добрейшие люди, авторы пьес, подкладывают актёрам, чтобы те, не дай бог, по ходу действия не скучали. А теперь представьте, что те обстоятельства ещё отягчены обстоятельствами времени. Время было такое: мы шли к победе коммунизма, и дабы никто не вздумал задерживаться в пути, скажем, заглянув в магазин, время постаралось, чтобы прилавки были пустыми.

А тут автор Виктор Плешак написал мюзикл «Рыцарские страсти». Вещица о весёлых рыцарских временах. Но играть её предстояло в невесёлые наши. Мюзикл очень понравился Одесскому театру музыкальной комедии, которым тогда руководил Михаил Водяной. Особых проблем с постановкой практически не было, кроме одной. Автор для мюзикла придумал хулиганскую серенаду главного героя с колбасой. То есть герой должен был петь и жевать. Понятно, что кусок варёной колбасы для этого не подходил. Нужна была палка твёрдой копчёной колбасы. Но копчённая колбаса считалась тогда «партийной» — она поступала только в закрытые райкомо-обкомовские буфеты. Пришлось лично Михаилу Григорьевичу Водяному договариваться с директором мясокомбината о предоставлении на спектакль одной (прописью) палки колбасы в качестве исходящего (то есть съедаемого) реквизита.

Боже, как зритель полюбил новый спектакль, повалил в театр, чтобы вживую увидеть колбасу, вид которой уже стал забываться. Водили детей, как в музей — пусть посмотрят, что ели их деды и прадеды. Это был подлинный праздник, потому что в дни, когда давали «Рыцарские страсти», зал благоухал не каким-то палённым Диором, а настоящим сервелатом. Но так не бывает, чтобы праздник длился вечно…

На одном из спектаклей прямо на первых тактах «серенады с колбасой» погас свет. Ну, на какую-то минуту. Не больше. Но когда снова вспыхнули софиты, оказалось, что «серенада с колбасой» уже не может быть исполнена в полном комплекте. Серенада ещё присутствовала, но колбаса таинственным образом исчезла.

Следствие было долгим, обстоятельным и принципиальным. Но ни одна из двух версий исчезновения колбасы не могла перевесить другую, ибо таковы были обстоятельства времени.

Исполнитель главной роли утверждал, что он только на секунду положил палку колбасы на авансцену, чтобы нащупать в кармане спички, но и этого хватило, чтобы даже духа от колбасы не осталось. Так появилась первая версия, что, учуяв божественный копчённый дух, реквизит спёр кто-то из оркестра.

Но дирижёр оркестра, приглашённый в дирекцию, предложил свою голову на отсечение как залог того, что в его оркестре подобрались исключительно святые люди. Причём, даже погружённые в мысли о святости, они отчётливо слышали, как в темноте на сцене кто-то вдохновенно жевал. Но и эта версия была шаткой, ибо сжевать всухомятку за минуту палку колбасы было под силу только очень большому (прежде всего, по объёму) таланту. А щуплый тенор никак не вписывался в эти габариты.

Но когда на следующем спектакле опять погас свет и опять в начале «серенады с колбасой», появилась третья версия о сговоре с отягчённым колбасой умыслом. Дирекция поняла, что спектакль не может идти в такой редакции, ибо в труппе театра — тоже люди, только не святые, а голодные, и видеть, как на их глазах съедается палка дефицитной колбасы, не в силах. Пришлось искать не такое гениальное, но, главное, дефицитное решение мюзикла.

Идите — торгуйтесь!

А сколь неординарен одесский зритель! К встрече с ним надо быть готовым. Вспоминается история, рассказанная одним из администраторов Росконцерта со странной фамилией Рикинглаз и со странной внешностью — таки отсутствующим одним глазом. Как-то в Одесскую филармонию он привёз известный эстрадный оркестр. Закулисье филармонии — не Версаль. Поэтому незанятые актёры, гримёры и администраторы обычно стоят у левой от главного входа двери, где курят или просто чешут языками. И вдруг из главного входа выбегает один взволнованный зритель и дрожащим голосом спрашивает:

— Где здесь администратор?

— А что случилось? — интересуется Рикинглаз, как раз беседующий с главным администратором Одесской филармонии Димой Козаком (с ударением на первом «о»).

— В антракте я потерял в фойе кошелёк. А в нём почти 500 рублей.

— Димочка, — просит Рикинглаз своего одесского коллегу, — давай в начале второго отделения объявим зрителям, что произошло ЧП.

— Лучше этого не делать, — отвечает опытный Козак. — Надо придумать что-то другое!

— Ай, брось, я всё беру на себя!

И вот они втроём поднимаются на сцену. Козак очень элегантно вписывается в паузу концерта и обращается к зрительному залу:

— Друзья, только что в фойе был утерян кошелёк с пятьюстами рублями. Вот хозяин. Он очень будет признателен, если ему вернут потерю.

Тут хозяин кошелька решает, что для верности надо бы внести ещё элемент заинтересованности, и без нажима бросает в публику:

— Я дам четвертак тому, кто отдаст мне кошелёк.

— А я тому, кто отдаст мне, — дам сорок!..

Мудрый Дима Козак повернулся к Рикинглазу и грустно сказал:

— Иди торгуйся! У меня с собой только пятьдесят.

Очевидцы вспоминают, что закончился тот концерт много позже обычного, потому что потерявший терпение оркестр не выдержал и тоже принял участие в торгах, соревнуясь с залом.

Что вы хотите — это Одесса! Здесь театральные подмостки плавно стекают на улицы, и действие продолжается уже там, ибо театр и есть главная суть жизни этого города.

Новогодний постскриптум

Если, читатель, ты не лишён чувства жалости, то направь всю свою жалость на наших актёров — вот уж мученики! При любых погоде и раскладе 1 января они должны методом чоса ублажать детские утренники. А это испытание не для слабых. А в доказательство вот вам душераздирающий рассказ об одной актрисе одесского украинского театра, имя которой не хочется здесь разглашать — вы сами поймёте почему.

Итак, 1 января. Театр на Херсонской (тогда Пастера). Играется детское новогоднее шоу «Пчёлка» с эльфами, гномами. В середине спектакля наитрагичнейший момент: пчёлка (в гл. роли наша героиня) замерзает! В зале детские слёзы, всхлипы. И тогда один догадливый эльф восклицает: «Мы подышим на неё, и она оживёт, правда, дети?» — «Да!!!» — вопит зал тысячей детских голосов. Эльфы склоняются над пчёлкой и начинают на неё дышать. Но это же новогоднее утро! Поэтому фраза «Давайте подышим!» приобретает сакраментальный смысл. Героиня, на которую эльфы дышат «после вчерашнего», не выдерживает, таки оживает и медленно начинает отползать в сторону кулисы. И тут один эльф, который никак не мог протолкаться, восклицает: «Пустите меня, я тоже должен на неё подышать!». И тогда Пчёлка не выдерживает, и в зале явственно слышат её чуть охрипший с бодуна басок: «Я, между прочим, тоже могу дыхнуть на тебя. Никакая закуска не поможет!».

Да, искусство великая сила. А если не надо вживаться в роль, а роль уже прямо в тебе, только выдохни её, то это счастье. К такому надо прийти пусть и через новогодний стол.

Валентин Крапива

Прекрасное пробуждает доброе

Преобразующая сила искусства

Художники всегда размышляли о предназначении искусства, своего творческого дара. «И чувства добрые я лирой пробуждал…» - писал А. Пушкин . «Надежная опора вдохновенью была дана мне с детства в красоте» - считал Микеланджело. «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас.

…Он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он» - говорил А. Франс.

Искусство обладает огромной дейтвенной силой, незаметной на первый взгляд. Читая книгу , смотря кинофильм или спектакль, посещая художественный музей или выставку, слушая классическую музыку или современные песни, человек как будто только отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искусством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, персонажам, он словно примеряет на себя другие характеры, разнообразные ситуации, получает новый опыт: сопереживает положительным персонажам, негодует, когда видит несправедливость по отношению к слабым и беззащитным.

Художественные образы служат эстетическими идеалами , которые проявляются в отношении к жизни, в характеристиках положительных и отрицательных персонажей и воплощаются в самых разных формах: в героической поэме и сатире, в трагедии и комедии. Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожденное реальной жизнью, гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее искусство спокойно, ненавязчиво, оно «не терпит суеты», «воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер).

Массовая культура, напротив, оглушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она так прочно вошла в сознание многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти не осталось. И искусство, и массовая культура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека исподволь, часто не осознанно для него.

Какие герои художественных произведений вам интересны? На кого из них хотелось бы быть похожими? Кому из них хотелось бы подражать? Над какой-либо важной жизненной проблемой они побудили вас задуматься?

Прочитайте стихотворные строки английского поэта и драматурга XVI в. У. Шекспира .

Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя б на час один
В нем музыка свершить переворота.

Подберите музыкальное произведение (классическое или современное), на примере которого вы смогли бы раскрыть смысл этого высказывания.

Какие взгляды, вкусы, характер формирует общение человека с произведениями высокого искусства, а какие - с продуктами массовой культуры? Докажите на примерах свое мнение.

Художественно-творческие задания
> Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п.

> Составьте программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен , включенных в программу концерта?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Искусство в жизни человека в той или иной форме присутствовало на протяжении всей истории. фигурки идолов, античные скульптуры, архитектура, музыка, театр, кино - без этого сложно представить жизнь людей. Зачем же все это нужно и в чем состоит преобразующая сила искусства?

Сущность

В жизни человека всегда есть период, когда он творит. Это могут быть попытки рисовать или лепить из пластилина или глины в детстве, стремление музицировать или петь, но это свойственно всем.

Но что Дать определение этому понятию сложно. Пожалуй, это процесс или результат самовыражения, затрагивающий не только самого творца, но и окружающих его людей. Его также можно определить, как особый способ познания мира. В обиходе так называют мастерство, продукт которого приносит одну из составляющих общественной культуры. Иными словами, влияние искусства на человека и наоборот очень велико, они тесно взаимосвязаны. И в любой своей форме творчество так или иначе преобразует окружающую реальность.

Направления искусства

Традиционно виды творчества подразделяют на несколько категорий в зависимости от различных критериев. Они могут быть изобразительными, зрелищными или выразительными, с одной стороны, и статичными или динамичными - с другой. Кроме того, с точки зрения развития они подразделяются на пространственные или временные либо имеют признаки обеих форм, то есть относятся к категории смешанных. Все вместе это порождает огромное разнообразие жанров.

Балет, немое кино, живопись, комикс, стихи, каллиграфия, фотография, музыка - казалось бы, что может объединять настолько разные явления? А ведь все это - результат творчества, продукт переработки окружающего пространства в той или иной форме. С развитием технологий появляются все новые оказывающие влияние на людей, становящиеся популярными или, наоборот, отмирающие. Иногда к этой категории также причисляется предпринимательский талант. Но назвать его искусством в полной мере невозможно - он опирается, скорее, на логику и интуицию и имеет своей целью, как правило, совсем не преображение мира и вдохновление миллионов людей.

Таким образом, современному человеку доступно огромное разнообразие самых разных направлений, вбирающих в себя элементы как музыки, так и живописи, как скульптуры, так и актерского мастерства, и сочетающие их самым причудливым образом. Но преобразующая сила искусства от этого не страдает, а зачастую только увеличивается.

О великих

В каждом направлении творчества есть свои кумиры и ориентиры, демонстрирующие нетривиальный взгляд на мир, потрясающее мастерство, силу своего воздействия на людей. Так или иначе, они оставляют неизгладимый след в истории человечества в картин, скульптур, стихов и прозы, оказывающих волнующее действие даже на их далеких потомков. Не всегда их имена известны, но люди продолжают восхищаться их творениями - не это ли лучшая награда?

Перечислять сотни имен не имеет смысла - они известны любому мало-мальски образованному человеку: Пушкин, Моцарт, Пикассо, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Гауди и т. д. Искусствоведы, конечно, назовут в своем направлении гораздо больше корифеев, считая каждого из них классиком. Но большинство знает имена только тех, кто прошел испытание временем, и это действительно великие люди искусства. И это неплохо, ведь коренным образом изменивших мир своим творчеством, на самом деле, не так уж и много. Но уж им не понаслышке знакома преобразующая сила искусства, они постигли ее и тем самым увековечили свои имена.

Искусство и человек

Может показаться, что на людей результат творчества влияет, принося лишь и эстетическое наслаждение. Действительно, искусство в жизни человека играет очень важную роль, но иногда оно толкает его и к пропасти. История знает примеры, когда под влиянием литературного произведения или картины происходили эпидемии самоубийств, психические расстройства и другие негативные события. Смерть кумира провоцировала не только скорбь и депрессию, но и необдуманные поступки, особенно у молодежи.

Вместе с тем влияние искусства на человека, в общем и целом, можно охарактеризовать как положительное. Живопись, музыка, литература, кино и театр являются серьезным подспорьем в деле воспитания юного поколения, прививания детям и молодежи вкуса к хорошему и повышения общего уровня культуры. Как известно, у тех, кто читает много хороших книг, появляется интуитивное чувство языка, значительно повышается словарный запас и оттачивается умение правильно выражать свои мысли. Великая сила искусства помогает вырастить из ребенка целостную личность с разносторонними интересами и не чуждую прекрасного. Так что эстетическое развитие и роль в нем творчества неоценимы.

Кроме того, преобразующая сила искусства имеет власть и над творцами. Писатели, поэты, режиссеры и художники с удовольствием цитируют в своих произведениях тех, кто повлиял на их становление, своих учителей и идейных вдохновителей. Но все это случается на уровне сознания, а как насчет того, что происходит в той части, которую человек не контролирует сам?

Зафиксированное влияние

Уже довольно давно умы ученых занимает проблема воздействия тех или иных видов на живые организмы, их деятельность и работоспособность. Такую мощную силу, как искусство, они не могли обойти стороной, так что неудивительно, что на эту тему проводилось довольно большое количество исследований.

Наиболее впечатляющих результатов удалось добиться, наблюдая за людьми, слушающими ту или иную музыку. Дело в том, что звук, как волна, имеет сразу два канала воздействия на человека - механический и психофизиологический. В результате серии экспериментов доказано, что некоторые мелодии способны изменить активность мозга, повлиять на работу ЦНС и ЖКТ, помочь крепко и быстро уснуть. В основном такой положительный эффект имеет классическая музыка, причем значение имеет не только само произведение, но и то, на каком инструменте оно исполнено, не изменена ли тональность и т. д.

Синдром Стендаля

Не всегда волшебная сила искусства оказывает положительное воздействие на человека. Иногда сила его воздействия настолько велика, что люди испытывают физическое недомогание: головокружение, тахикардию, галлюцинации. Довольно часто подобное состояние регистрируется в Италии, на основании изучения жалоб посетителей даже было проведено исследование, подтвердившее существование феномена, названного "синдром Стендаля", поскольку именно этот писатель впервые задокументировал неприятные симптомы после наблюдения за произведениями искусства. Ученые считают, что подобное состояние вызывается тем, что люди поражаются мастерству художников Ренессанса и тому, насколько много эмоций и чувств они вложили в свои полотна. Известны случаи, когда посетители музеев и галерей впадали в истерию и даже стремились уничтожить экспонаты. Однако если воздействие искусства на человека дозировать, оно может стать лекарством.

Арт-терапия

Несмотря на то что лечение искусством приобрело просто колоссальную популярность, кажется, совсем недавно, подобные методы врачевания были известны еще в древности. Сегодня психотерапевты сплавляют искусство и творчество с методиками, разработанными и предложенными Юнгом и Фрейдом, помогая людям решить свои проблемы в процессе, например, рисования. Так что великая сила искусства помогает как в воспитании, так и в лечении людей. Впрочем, она имеет власть не только над человечеством.

Влияние на другие организмы

В результате серии экспериментов стало ясно, что волшебная сила искусства влияет не только на людей. Кажется, что это было совершенно очевидно в древности, но ученые это подтвердили. Луковицы, вблизи которых звучала классика, лучше росли, а цветы в аналогичных условиях отличались более интенсивной окраской и были более прямыми и устойчивыми. Также говорят о том, что дрожжевое тесто быстрее подходит, если включены произведения Моцарта, даже если температура остается прежней.

Сложно поверить, но влияние искусства на человека и другие живые организмы действительно очень велико. Оно буквально транслирует эмоции, которые творцы вкладывают в свои произведения. И это действительно похоже на волшебство.