Реализм и модернизм в современной литературе. Насколько реалистичен реализм и современен модернизм? Модернизм в зарубежной литературе ХХ века

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов, массовое уничтожение людей в концлагерях и создание атомного и водородного оружия, полоса «холодной войны», политических репрессий и истощающей гонки вооружений; распад колониальных империй, выход на политическую арену новых независимых государств, поражение социалистической системы в противоборстве со «свободным миром», наконец, наметившийся с,1980-х гг. решительный поворот в сторону мирного сосуществования и сотрудничества, начавшееся общее движение многих государств в русле демократии и реформ.

Внутри этого исторического периода отчетливо прочерчивается хронологический рубеж: конец Второй мировой войны. Выделяется два периода: литература 1918-1945 гг. и литература после 1945 г.

Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, в частности в медицине, генетике, кибернетике, информатике, что существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными

Новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к «традиционным» западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), предста-1

Вители которых стали всемирнб знаменитыми. Среди этих явлений: латиноамериканский роман, созданный в духе так называемого «магического реализма» (Гарсия Маркес, Хорхе Луис, Борхес и др.); японский философский роман (Абэ Кобо, Ясунари Кавабата, Оэ Кэндзабурэ и др.); исландский роман (X. Лакснесс); поэзия Назыма Хикмета (Турция) и Пабло Неруды (Чили); «драма абсурда» Сэмюэла Беккета (Ирландия) и др. Лауреатами Нобелевской премии по литературе стали в нашем столетии представители многих стран, всех континентов. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур. Россия занимает первое место в мире по количеству, да и по качеству переводов иностранных писателей.

В многокрасочной панораме литературного процесса в XX в. прочерчивается несколько ведущих течений и тенденций. Прежде всего это модернизм, философско-эстетическое течение как в литературе, так и в искусстве, которое после Первой мировой войны вступило в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу и авангардизму. Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения, соответствующие новым реалиям XX столетия в противовес «старомодному» искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. Олицетворением подобного тоталь-,ного бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки «Превращение». Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодовлеющего. При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма. Они ввели в обиход целый ряд новых приемов, таких, например, как «поток сознания», широко использовали жанр притчи, аллегорию, философское иносказание. Среди модернистов были крупнейшие, талантливейшие художники, такие, как Франц Кафка, автор романов «Процесс», «Замок», всемирно знаменитых новелл-притч; Марсель Пруст, автор эпопеи «В поисках утраченного времени»; Джеймс Джойс, автор философско-аллегорического романа «Улисс», одного из крупнейших произведений словесного искусства нашего века; поэт Т. С. Элиот и др. В русле модернизма находятся такие интересные явления литературы XX в., в основном второй его половины, как «новый роман» (или «антироман»), получивший развитие во Франции в 1950-1970-х гг. (Натали Саррот, Ален Робб-Грийе и др.), как «драма абсурда» (в творчестве Эжена Ионеско, Сэмюэла Беккета).

Модернизму свойственно в целом пессимистическое миросозерцание, неверие в человека. Конечно, он по-своему отразил некоторые существенные черты современного мира. Однако картина мира не может быть сведена лишь к абсолютизации зла, хаоса и абсурда, к «отчуждению» человека, к признанию его беспомощности.

Наше столетие дало и другие примеры: человеческого героизма, творческих взлетов, высоких идеалов коллективизма и интернационализма, торжества воли, стойкости, общественной активности и действенного гуманизма.

Эти стороны запечатлел, в частности, реализм XX в., который противостоит модернизму. Реализм во многом наследовал, но также развил и обогатил - с точки зрения тематики, художественных приемов и форм - классический реализм прошлого столетия, реализм бальзаковского, стендалевского, диккенсовского типа.

Для реализма XX в., в противовес модернизму, характерен жизнеутверждающий пафос, вера в то, что «человек выстоит» (У. Фолкнер), «человек один не может ни черта», чт, о «человека нельзя победить» (Э. Хемингуэй). При этом порой трудно, да и вряд ли целесообразно, провести четкую «разделительную линию» между модернизмом и реализмом. Реализм XX в. может быть осложнен и модернистскими мироощущениями (как, например, в некоторых произведениях У. Фолкнера, Т. Манна, Г. Гессе), так и натуралистическими элементами (в творчестве Т. Драйзера, Дж. Стейнбека и др.). Реализму не чуждо и использование многих характерных приемов модернизма, например потока сознания. Вообще же «водораздел» между модернизмом и реализмом проходит не по линии формы, художественно-стилевых приемов, хотя они сами по себе весьма значимы и неотторжимы от содержания, а с точки зрения исходной философской позиции, т. е. концепции человека. Несколько схематизируя сложную проблему, можно сказать: слабому, беспомощному, порой обреченному герою модернизма противостоит активный, способный бороться герой реалистической литературы. Стремлению модернистов к художественному обоснованию неких универсальных законов бытия реалисты противопоставляют принцип историзма, конкретного социального анализа.

Богатство реализма ярко демонстрирует разнообразие жанровых форм романа: социального, политического, философского, интеллектуального, фантастического, детективного, утопического, романа-антиутопии, романа-эпопеи. Здесь и широкие панорамы жизни (у Роже Мартена дю Гара, Ромена Роллана, Т. Драйзера и др.), и использование мифа (у Гарсия Маркеса), символики и притчи (у Макса Фриша, Уильяма Гол-динга, Веркора), фантастики (у Рея Брэдбери), философского иносказания (у К. Оэ, А. Камю, Ж. П. Сартра и др.), синтеза вымысла и документа (у Дж. Дос Пассоса), синтеза беллетристики и музыки (у Ромена Роллана), причудливого смешения стилей (у Курта Воннегута). Замечательный вклад в обогащение жанра романа внесли Томас Манн, использовавший «симфоничность» стиля, миф, иронию (в «Докторе Фаустусе»), Уильям Фолкнер, «интегрировавший» в своем стиле символику, поток сознания, гротеск. Явлением мировой значимости стал американский роман межвоенного двадцатилетия, представленный Фолкнером, Хемингуэем, Фицджеральдом, Дос Пассосом, Томасом Вулфом, Стейнбеком, Синклером Льюисом.

В литературе XX в. получила широкое развитие антивоенная (у Олдингтона, Ремарка, Хемингуэя, Дос Пассоса, Барбюса и др.) и антифашистская тема (у Брехта, Бехера, Анны Зегерс, Фейхтвангера и др.). Приобрел популярность роман-антиутопия, высмеивающий тоталитарные государства и их вождей (в романах «У нас это невозможно» Синклера Льюиса и «1984» Джорджа Оруэлла); объектом сатиры стали всякого рода «технические» утопии (у Курта Воннегута).

Заметную роль в литературном процессе XX в. играли писатели социалистической ориентации, такие, как Джон Рид, автор знаменитой художественно-документальной книги «Десять дней, которые потрясли мир»; Анри Барбюс, автор антивоенного романа «Огонь»; Луи Арагон, крупнейший французский поэт и создатель эпопеи «Коммунисты»; выдающийся немецкий поэт Иоганнес Бехер; драматург и теоретик «эпического театра» Бертольт Брехт; Драйзер, вступивший в конце жизни в компартию, и др. В 20-е - начале 30-х гг. многие писатели Запада проявляли симпатии к новой России, сочувственный интерес к «коммунистическому эксперименту» (Т. Драйзер, Р. Роллан, Б. Шоу). Однако развязанный в середине 30-х гг. Сталиным «большой террор», жестокие методы строительства социализма - все это стало жестоким ударом по иллюзиям тех, кто верил в идеалы «нового мира» (например, Дос Пассос, А. Мальро и др.).

Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности. Указание на социальные язвы. В конце первой трети 19го века возник в европейской литературе как противопоставление романтизму. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Мысль о среде позволяла снять ответственность («среда заела»). Реализм как попытка оправдаться. Реализм направлен на изображение людей среднего сословия. Если поведения человека обусловливает класс, то в нём мало индивидуального. Отсюда склонность к типизации, обобщению. Типического в образах больше, чем индивидуального.

В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений, является ее единственным материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть, однако подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображение действительности является преобладающей. Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Реализм – исторически изменчивое понятие. У каждой эпохи свои понятия о реализме, который зависел от правил, взглядов, устоев эпохи. Ф

По Н.В.Гоголю, реализм – низкая тематика литературы, «тина мелочей». По Р.О.Якобсону, реалистическое произведение – 1) которое автор задумал как правдоподобное, 2) которое читатель воспринимает как правдоподобное.

Едва ли возможно говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами.

Особенности реализма:

Социальная ангажированность – искусство должно отвечать требованиям народа. Писатель - отражение среды, в которой он родился.

Тщательная мотивировка ходов, усложнение сюжета свойственны реализму. Проза начала вытеснять поэзию. А главным жанром стал роман.

Система образов стала более широкой. Стали больше внимания уделять приёмам дополнительных ассоциативных связей между образами. Возросла значимость детализации и символизации отдельных деталей. В первую очередь реализм стремился к психологической достоверности, а не к исторической. Шла демократизация языка (книжные элементы считались искусственными, в художественный язык проникли просторечия, жаргонизмы, варваризмы и т.д.). Не было запретов относительно выбора предмета для описания.

Модернизм в литературе зарождается накануне ПМВ и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм - явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще "классическими", что развивались в русле классического наследия европейской мысли. Модернизм - первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на "вечные" вопросы. Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника - показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. Главная сфера интереса модернистов - изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. В модернизме находит продолжение магистральная линия развития литературы Нового времени на постоянное снижение социального статуса героя; модернистский герой - это "эвримен", любой и каждый человек. Модернисты научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание - большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, - но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.

Три крупнейших писателя модернизма - ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.). Каждый из них в своем направлении реформировал искусство слова ХХ века, каждый считается великим зачинателем модернизма. Обратимся в качестве примера к роману Джеймса Джойса "Улисс". var begun_auto_pad = 179110770; var begun_block_id = 179117399;

Еще одним ярким явлением в литературе конца XIX - начала ХХ вв стал импрессионизм. Термин «импрессионизм» походит от

фр - впечатление. Импрессионисты творчески восприняли бодлеровский тезис о способности художника своеобразно увидеть мир. Передача художественными способами чисто субъективного впечатления - главный признак импрессионизма. Это субъективное впечатление передается в игре ассоциаций, что вызывает предмет изображения, сложных субъективных метафор, лиризме рассказа, цветных и звуковых образах. Яркий пример импрессионистской прозы - творчество Ги де Мопассана, М. Коцюбинского, “Пан” К.Гамсуна. Черты импрессионизма присущи поэзии Р.М.Рильке, М.Цветаевой.

В начале 20в. возникают явления, которые отобразили стремление модернизма к взаимодействию с другими направлениями в искусстве, к творческому использованию достижений культуры прошлого. Наиболее ярко это проявилось в неоромантизме, определяющей чертой которого является возможность преодолеть разрыв между идеалом и действительностью благодаря могущественной силе личности, способной превратить желанное в действительное. Эти черты присущи творчеству К.Гамсуна.

Ярким проявлением модернизма стал “серебряные век” русской поэзии, который подарил поэзию акмеистов. Теоретиком акмеизма был талантливый поэт Н.Гумилев. Термин “акмеизм ” походит от латин слова akme - самая высокая ступень чего-либо, цветущая сила. Н.Гумилев, А.Ахматова, И.Мандельштам стремились вернуть слову его природную ясность, человеческие чувства их волновали как проявление духовной жизни человека, а не символическое отображение Мировой души. Акмеисты опирались на достижения мировой культуры, которая приближала их к неоромантикам.

Ярким явлением русской поэзии стал имажинизм , своеобразное проявление на русской почве модернистского течения английской поэзии имажизма. Имажисты, а за ними и имажинисты, решающим в своей поэзии считали образ. Ранее творчество Т.С.Эллиота дает представление о творческих поисках имажинистов. С русским имажинизмом связано творчество С.Есенина, со временем он признал, что это была добрая школа поэтического мастерства.

В модернизме были и течения, которые стремились в корне обновить художественную систему, отказываясь от культурной традиции. Эти течения получили название “авангардизм ” (от фр avantgarte - передовой загон). Наиболее распространенные течения авангардизма - футуризм и сюрреализм.

Футуризм (от лат futurum - будущее) возник в Италии. В 1909г. Ф. Маринетти опубликовал “Манифест футуризма”, в котором огласил разрыв с традиционной культурой, которая не может удовлетворить современного человека. Футуристы воспевали город как высшее проявление достижений человеческой цивилизации. Они открыли трагедию современной урбанизации - трагедии неподчинения человеческой личности. Они стремились воссоздать мировосприятие “безличностного” человека.

Сюрреализм походит от фр surrealisme - надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства - использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ними ассоциаций).

Кафку считали пророком 20 века, основателем темы абсурда в литературе 20 века и религиозным мыслителем, сочинения которого следует рассматривать «в категориях святости, но не литературы». Давно вошли в лексикон интеллигенции такие выражение: «кафкинская ситуация», «Кафкинский абсурд», «кафкинский кошмар». Среди писателей, пред которыми склонялся Кафка, следует, прежде всего, вспомнить И.В. Гетте, Г. Кляйста, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф. Достоевского. Описывая свои фантазии, Кафка достигал уровней подсознания, закрытых для более обычных подходов. Все самые лучшие его произведения пронизаны самоанализом, основанным на бесконечных поисках в самом себе. Его рассказы и романы построены по законам фантастической логики сновидений, но вместе с этим отражают реалистические подробности повседневной жизни. Прежде всего, писателя интересуют универсальность взаимоотношения личности с миром, самые общие вопросы духовного бытия. Творчество Кафки является образцом модернистской прозы. Художественный мир Кафки характеризуется соединением фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и сложной, темной символики. Стиль и представление Кафки стали неотъемлемой частью современной литературы, существенным компонентом творчества таких самобытных писателей, как Жан Поль Сартр, Габриель Гарсиа Маркес, Беккет.

Термин "постмодернизм " имеет различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это "многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений". Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе.

М. Эпштейн считает, что постмодернизм - это "эпоха в истории культуры, начавшаяся с Ренессанса и закончившаяся в середине XX в., связанная с верой в осмысленность мира и прогресс человечества. М. Шапир полагает, что постмодернизм появился в России после авангарда.
"Постмодернизм - это протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры, располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития", - пишет Л.Г. Федорова. Постмодернизм отнюдь не отменяет всю предшествующую культуру, но надстраивается над ней, а для "возникновения постмодернизма как специфического мировоззрения и представления о культуре необходим был социально-исторический и эстетический опыт XX в.".

Когда говорят о первом этапе перехода модернизма в постмодернизм в русской литературе, обычно упоминают тот период творчества Георгия Иванова (1894-1958), который считается своего рода мостом из Серебряного века к современным поэтическим экспериментам. Речь идет о 30-50-х годах, когда в произведениях Георгия Иванова, и в частности в его поэме "Распад атома" (1938), появляются ноты, явно предвосхищающие эпоху постмодернизма. Стихотворение "Друг друга отражают зеркала...", по мнению И.Н. Ивановой, "разыгрывает любимые темы модернизма, освещая их постмодернистским светом" (5, с.80). Однако в самых, казалось бы, постмодернистских произведениях Г. Иванова сквозь "юмор висельника" просвечивает все же "отблеск нестерпимого сиянья", выход к какому-то новому гуманизму (5, с.81).
В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) "принцип айсберга", т.е. уход текста корнями вглубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на действительность, а на культуру же. Формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми. Истинное имя табуируется, заменяется псевдонимом, даже превращается в псевдоним (Саша Соколов, Пригов Дмитрий Александрович) или заменяется именем двойника (Алиханов у С. Довлатова, Мемозов у В. Аксенова).

Эстетическая концепция В.В. Набокова занимает особое место в истории русской культуры. Взаимоотношения его с читателем обычно определяют как "игру в прятки". Замена истинного имени героя псевдонимом "обеспечивает ему возможность сверхбытия, движения между мирами, ни один из которых не может быть признан действительным". Сам В.В. Набоков говорит о расплывчатости понятия реальности. Имена Марина, Аква и Люсинда ("Ада") не столько называют героинь, сколько указывают на стихии моря, воды, света. Удваивающиеся имена Герман ("Отчаяние") и Гумберт ("Лолита") указывают на их замкнутость в "метафизическом кругу".

Если постмодернизм не предполагает обязательной локализации в историческом времени, то идеи и символы ОБЭРИУ, охарактеризованные Н.А. Заболоцким в "Манифесте ОБЭРИУ", совпадают с современными инвариантами постмодернистского метода. Для творчества А.И. Введенского характерен деконструктивизм, приемы его поэтической техники можно назвать "обратной интерпретацией". Это означает, что одновременно с языковой первичной интерпретацией включается еще одна интерпретация, связанная с системой языковых символов. Это сближает творческую индивидуальность А.И. Введенского с "ситуацией постмодернизма". В 30-е годы обэриуты были первыми в России постмодернистами и одновременно последними наследниками традиций модернизма - футуристической и символистской. "Виртуальность" мира, феномен "двойственного присутствия", отсутствие категории Истины - таковы, в частности, признаки постмодернизма в поэзии А.И. Введенского. Текстам поэта также присущи интертекстуальность (в связи с чем актуализуется проблема авторства), отказ от традиционного мышления.

Появление в России романов Саши Соколова совпало с расцветом русского постмодернизма, напоминает И.В. Ащеулова. практически все зарубежные исследователи творчества Саши Соколова причисляют его к модернистам, а все русские литературоведы и критики - к постмодернистам. Действительно, когда пространство "Школы для дураков", будучи миром ужаса и хаоса, трансформируется в пространство детства, а "школа" воспринимается как "школа жизни", то это не что иное, как конфликт модернизма. Эта тема продолжится и в романе "Между собакой и волком". Мифопоэтическая проза Саши Соколова характеризуется не только созданием мифа, но и его разрушением. Мифологические, религиозные, философские, литературные архетипы здесь "пародируются, сталкиваются, переосмысляются, оспариваются".

Абсурд и логика сосуществуют в образе человека XX в., причем первый классифицируется, исходя из того, какие законы последней он нарушает, пишет В.С. Воронин. В рассказе Д. Хармса "Вываливающиеся старухи" ирреальность смыкается с реальностью. Так, персонаж хармсовского "Сонета" забывает о том, что "идет раньше 7 или 8", а в "Диких животных сказках" Л. Петрушевской насекомые "купили себе аэрозоль от насекомых, чтобы не скучно было в дороге, и начали делить". Словом, абсурд нарушает правила логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.


Похожая информация.


В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения

Социально - политические особенности эпохи и культуры. Наука, культура, литература рубежа XIX и XX веков.

К концу XIX века обострились кризисные явления в экономике России. Неудача реформы 1861 года, не решившей судьбу крестьянства, обусловила появление в России марксизма, делавшего ставку на развитие промышленности и новый революционный класс - пролетариат.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпоху, творить историю, получает развитие не только в философии марксизма, но и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, революционера.

Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1881 года (убийство царя-освободителя Александра II), и особенно после поражения революции 1905 года, в бесчеловечности революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направления считали главным совершенствование внутреннего мира человека.

Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. Вступление России в мировую войну привело страну на грань катастрофы. И не только потому, что подрывало ее неокрепшую экономику. Порожденное неудачным для России ходом войны безвластие в начале 1917 года привело к октябрьской революции, после чего страна превратилась в принципиально иное государственное образование.
В конце XIX - начале XX века основным фоном литературного развития были не только социально-политические обстоятельства жизни, но революционные изменения происходили и в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались смежные с литературой искусства. Научные и философские взгляды - всегда важный компонент культурной эпохи, но на некоторых этапах истории культуры они особенно серьезно влияют на художников слова. К таким эпохам относится и серебряный век русской литературы.

Начало нового века стало временем фундаментальных естественно - научных открытий, прежде всего в области физики и математики.

Быстро менялись на рубеже веков и условия бытования искусства. Рост городского населения в России, сдвиги в сфере народного просвещения и, наконец, обновление технических средств, обслуживающих искусство,- все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства - кино; в 1890-е годы началась деятельность доступных демократическому зрителю Третьяковской галереи и Московского художественного театра. Эти и многие другие факты культурного быта России свидетельствуют о главном - динамичном разрастании приобщенной к искусству аудитории, усиливающемся резонансе событий культурной жизни. Открываются новые театры, намного чаще, чем прежде, проводятся художественные выставки, организуются новые издательства. Бурный расцвет переживает в это время театральное искусство. Искусство получает невиданные прежде возможности влияния на духовную жизнь страны.



Специфическая примета культуры рубежа XIX- XX веков - активное взаимодействие разных искусств. Нередки случаи творческого универсализма: например, М. Кузмин сочетал поэзию с композиторской деятельностью, поэты-футуристы Д. Бурлюк, В. Маяковский занимались изобразительным искусством. Даже жанровые обозначения порой заимствовались в это время из смежных искусств: А. Скрябин называл свои симфонические произведения «поэмами»; Андрей Белый, напротив, давал своим литературным опусам жанровое определение «симфоний».

Другой заметной особенностью искусства начала века было усиление контактов с мировой культурой, более активное использование опыта не только отечественного, но и зарубежного искусства. К концу XIX века русская культура естественным образом вписалась в контекст мировой: безусловными международными авторитетами стали Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский. К началу XX века любое заметное явление, скажем, французской культуры немедленно становилось и достоянием русской. И наоборот: например, благодаря усилиям С. Дягилева русский балет стремительно завоевал себе высочайшую европейскую репутацию. Такому широкому взаимообмену русской и европейской культур способствовали активная переводческая деятельность писателей и меценатство российских промышленников.
Стремительно меняющаяся жизнь в начале ХХ века требовала новых форм отображения действительности. Поэтому наряду с царившим в то время реализмом появляется новое литературное направление – модернизм. Реализм и модернизм развивались параллельно и, как правило, в борьбе друг с другом.

В конце XIX - начале XX века русская литература становится многослойной. Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.
Реализм.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х годов составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и - менее заметно - в драматургии. Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века.

Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. Поколение писателей-реалистов начала XX века получило в наследство от Чехова новые принципы письма - с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью. Поколение реалистов начала XX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности.

Заметно обновилась в реализме типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти узнаваемые типы «маленького человека» или переживавшего духовную драму интеллигента, но по существу эти типы были совершенно другими. Одной из центральных фигур оставался в их прозе крестьянин. Но даже традиционная «крестьянская» характерология изменилась: все чаще в рассказах и повестях появлялся новый тип «задумавшегося» мужика.

Существенно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Ломка привычных устоев, крушение старых традиций, взаимоотношений поколений отцов и детей, поиски нового мировоззренческого стержня жизни привлекают внимание писателей. Отсутствие стабильности в отношениях человека и общества, человека и среды сказались в жанровой перестройке реалистической прозы. Центральное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные формы: рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма: самым крупным эпическим жанром стала повесть. Ни одного романа в точном значении этого термина не написали самые значительные реалисты начала XX века - И. Бунин и М. Горький.

Утратив по сравнению с классиками XIX века эпическую масштабность и цельность видения мира, реалисты начала века компенсировали эти потери обостренностью восприятия жизни и большей экспрессией в выражении авторской позиции. Общая логика развития реализма в начале века заключалась в усилении роли повышенно-экспрессивных форм. Писателю была важна теперь не столько соразмерность пропорций воспроизводимого фрагмента жизни, сколько интенсивность выражения авторских эмоций. Это достигалось заострением сюжетных ситуаций, когда крупным планом описывались предельно драматические, «пограничные» состояния в жизни персонажей.

Модернизм отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались и объединялись.

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. На периферии его возникали и другие, не столь эстетически отчетливые и менее значительные явления «новой» литературы.

Глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений оказались весьма сходными, несмотря на порой разительное стилистическое несходство, разницу вкусов и литературной тактики. Вот почему лучшие поэты эпохи редко замыкались в пределах определенной литературной школы или течения. Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX - начале XX века в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.