Мифологический жанр в изобразительном искусстве. Презентация на тему "мифологический жанр". Смотреть что такое "Мифологический жанр" в других словарях


Исторический жанр
Мифологический жанр

Виктор Васнецов."Христос Вседержитель",1885-1896.

Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).


Виктор Васнецов."Слово Божие", 1885-1896

Его зачатки восходят к условно-символическим композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам
Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения –
в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.


Тициан."Похищение Европы", 1559-1592

Якопо Тинторетто."Ариадна,Вакх и Венера".
1576,Дворец Дожей, Венеция


Якопо Тинторетто."Купание Сусанны"
Вторая пол. XVIв.


Тициан."Бахус и Ариадна". 1523-1524

В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен).

Никола Пуссен."Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", 1648

Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в. произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

П.Рубенс."Союз Земли и Воды"
1618, Эрмитаж, С.-Петербург

П.Рубенс."Диана, идущая на охоту",1615


П.Рубенс."Художник с женой Изабеллой Брант",1609

Рубенс."Венера и Адонис", 1615
Метрополитен, Нью-Йорк

Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции 1789–1794 он изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое. Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.


Эжен Делакруа."Женщины Алжира в своих покоях".
1834, Лувр, Париж

В 19 в, подъем национального самосознания, поиски исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польши (П. Михаловский). Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества прерафаэлитов (Д.Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, Х. Хант, У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, Дж. Ф. Уотс, У. Крейн и другие) в Великобритании и назарейцев (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) в Германии.


Джордж Фредерик Уотс."Ариадна на острове Наксос".1875

Эдуард Берн-Джонс."Зеркало Венеры",1870-1876

Эдуард Берн-Джонс."Вифлеемская звезда",1887-1890

Мифологический жанр (от гр. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля.


Сандро Ботичелли."Клевета", 1495


Сандро Ботичелли."Венера и Марс", 1482-1483

В 17в. - начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо). В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины
Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова).

Помпео Батони."Бракосочетание Амура и Психеи",1756


Помпео Батони."Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде"
1770,Эрмитаж, Сенкт-Петербург



Помпео Батони."Воздержанность Сципиона Африканского"
1772, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наряду с темами античной мифологии в 19-20вв. в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.


Гюстав Моро."Ночь",1880

В начале 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени,
В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя,
С. Коненкова, графике П. Пикассо.



Лоуренс Альма-Тадема."Нахождение Моисея"
1904,частная коллекция



Виктор Васнецов."Бог Саваоф",1885-1896

Прерафаэлиты (от лат. prae – перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей, объединившихся в 1848 в "Братство прерафаэлитов", основанное поэтом и живописцем Д.Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом. Прерафаэлиты стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного ("дорафаэлевского") искусства, противопоставляя его холодному академизму, корни которого они видели в художественной культуре Высокого Возрождения. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти группировались художники У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись Прерафаэлитов развивалась в сторону стилизации, усложнения плоскостной орнаментики, мистической окраски образного строя; широкий характер имела деятельность Прерафаэлитов (прежде всего Морриса и Бёрн-Джонса) по возрождению английского декоративно-прикладного искусства. Идеи и практика Прерафаэлитов во многом повлияли на становление символизма в изобразительном искусстве и литературе (Дж. У. Уотерхаус, У. Патер, О. Уайльд) и стиля модерн в изобразительном искусстве (О. Бёрдсли и др.) Великобритании.

Э.Бернс-Джонс."Шиповник.Спящая принцесса",1870-1890


ЭюБернс-Джонс."Афродита и Галатея", 1868-1878


Джордж Фредерик Уотс."Орландо, преследующий Фату Моргану"
1848г., частная коллекция

Назарейцы (нем. Nazarener), полуироническое прозвище группы немецких и австрийских мастеров раннего романтизма, объединившихся в 1809 в "Союз св. Луки"; произошло от "алла назарена", традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введенной в моду Ф. Овербеком, одним из основателей братства назарейцев С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образу средневековых религиозных братств и художественных артелей. Избрав образцом для подражания искусство Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы стремились возродить духовность искусства, утерянную, по их мнению, в культуре нового времени, однако их работы, в том числе коллективные (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816–1817; ныне в Национальной галерее, Берлин). не лишены оттенка холодной стилизации В 1820–1830-е большинство назарейцев вернулось на родину. Их практическая деятельность и особенно теоретические высказывания оказали определенное воздействие на неоромантические течения 2-й половины 19 в., в том числе на прерафаэлитов в Великобритании и мастеров неоидеализма в Германии.


Фердинанд Ходлер."Отступление Маригнана".1898

С 1850-х г. получили также распространение салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных деталях воссоздававшие "колорит эпохи" (В. Бугеро, Ф. Лейтон, Л. Альма-Тадема в Великобритании, Г. Моро, П. Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.).


Лоуренс Альма-Тадема."Сафо и Алкаес".1881


Гюстав Моро."Эдип и Сфинкс"


Гюстав Моро."Химера", 1862

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «Лицей №11 им. Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы»

Исследовательская работа

На тему: «Мифологические сюжеты в живописи»

Научный руководитель:

Косова Светлана Ивановна, учитель

черчения и ИЗО первой квалификационной категории.

Ученица 11 «А» класса:

Шпарбер Ксения

Йошкар-Ола 2015г.

Введение

Миф -- предание, в котором воплощены представления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы. В мифах повествуется о богах, духах, обожествленных героях и предках. Они возникли во времена первобытного общества, на заре человеческого существования. Древний человек не мог понять причин возникновения различных природных явлений. Многие вопросы возникали в его голове: как появились люди на земле? почему гремит гром и идет дождь? по какой причине дует ветер? и др. Не умея подойти к этим вопросам с научной точки зрения, человек придумывал свои, понятные для него ответы. Этими ответами и стали мифы.

Данная работа актуальна, поскольку мифы и искусство являются неотъемлемой частью культуры. Целью работы является доказательство утверждения о том, что мифы-это не иссекаемый источник творчества художников разных времен и эпох. Задачи исследования: раскрыть понятие миф, показать историю развития мифа в искусстве, доказать поставленную гипотезу. Объекты: Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Санти Рафаэль «Видение Иззекиля», Никола Пуссен «Царство флоры», Буше Франсуа «Юпитер и Каллисто», Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

1. Основная часть

Миф не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой породнение человека с силами бытия природы или общества. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Параллельно с мифом в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Художники разных эпох и стилей не обходили своим вниманием древнегреческую мифологию. И хотя в средние века живопись сосредоточилась в основном на христианских сюжетах, в эпоху Возрождения живописцы с большим энтузиазмом принялись изображать мифологические сюжеты на своих полотнах. В эпоху модерна на фоне общих изменений в изобразительном искусстве интерес к классическим мифологическим сюжетам несколько иссяк, зато возродился интерес к мифическим чудовищам, образы которых активно используются в современном искусстве. Русские живописцы традиционно обращались к теме славянской мифологии, изображая на своих картинах, как былинных богатырей, так и мифических существ славянской мифологии.

Для начала обратимся к произведению живописи 15 века. Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Боттичелли - итальянский живописец эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, один из самых ярких художников итальянского ренессанса. «Рождение Венеры» художник написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сюжет этой картины основан на мифе о том, как из пены морской появилась на свет богиня любви

Венера, стоя в раковине, плывет, подгоняемая Зефиром и Хлоридой, а навстречу ей идет Ора, одна из спутниц богини, которая держит покрывало, чтобы окутать ее. Трепещущие на ветру прихотливые складки покрывала и одежд, волны на море, изломанная линия берега, «гофрированная» створка раковины, наконец летящие волосы Венеры - все это оттеняет плавные очертания тела богини и усиливает то чувство высшей гармонии, которое вызывает ее облик. Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей, и кажется, будто ее осеняет арка, которой вторит круглящийся низ раковины. Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Венера здесь - центр, к которому стремится все.

Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, именно это соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

Следующая картина Рафаэля Санти «Видение Иезекииля» относится уже к 16 веку. Это небольшое полотно было написано для частного заказчика. Фон картины полностью соответствует библейскому описанию этого видения: «...бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иезекииль 1:4). В самом же видении Бог изображен плывущим по воздуху, поддерживаемый «подобиями четырех животных». традиция с их с четырьмя крылатыми созданиями: человек или ангел, лев, бык и орел, которые символизируют в изобразительном искусстве четырех Евангелистов. Именно этой Христианской традиции, а не собственно описанию видения Иезекииля следовал Рафаэль при написании этой картины. По своим размерам картина небольшая, но она дает представление о мастерстве Рафаэля в области решения столь сложной композиции. В ней художник разрабатывает исключительную по своей трудности задачу-показать стремительный полет. Фигура самого Бога Саваофа дана в очень сложном ракурсе. Живописный образ Бога полон такой титанической силы, а движение передано настолько совершенно, что зрителю кажется, будто «Видение Иезекииля»-большое полотно, а не крохотная картина, размеры которой едва превышают миниатюру. Картина написана на один из самых насыщенных мифической символикой библейских сюжетов.

На очереди полотно 17 века, а именно «Царство флоры» известнейшего французского художника-Николы Пуссен. Мастер изображал античность такой, какой он себе ее представлял. На его полотнах герои античности ожили вновь, чтобы совершать подвиги, идти против воли богов или просто петь и веселиться. Картина Пуссена "Царство Флоры" создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием. Это поэтическое иносказание происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы

Герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека трактуется в ее неразрывности с жизнью природы. Строгий порядок царит в мироздании, разумны его законы. Это чувствуется и в картине Пуссена, которая отличается уравновешенностью композиции, красотой героев, вдохновенных образами античной пластики. Логика и поэзия гармонично сосуществуют на этом полотне. Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.

Во всех своих произведениях Пуссен выражал эстетический идеал классицизма, в основе которого лежит подражание "украшенной природе". Это означает, что художник отражал только возвышенное, прекрасное и совершенное в человеке и жизни, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое.

"Царство Флоры" принадлежит к числу картин Пуссена, отличающихся тонкой и богатой разработкой колорита.

Примером мифологических сюжетов в живописи 18 века является холст Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто». В картине художник обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретировал чувственный эпизод античной мифологии в поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. И названия работ говорят сами за себя - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Стиль рококо был его родной стихией, здесь он чувствовал себя, как рыба в воде - естественно и органично. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона - таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.

И наконец, одно из известнейших полотен 19 века-картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», также относится к мифологическому жанру живописи. Карл Брюлловизвестный живописец, акварелист, рисовальщик. Учился в Петербургской Академии художеств. Его творчество внесло в живопись академического классицизма свежесть романтики, жизненности, увлечения красотой действительности и этим способствовало развитию реализма в русской живописи. Всемирную славу художнику принесла картина «Последний день Помпеи». Гибель Помпеи в представлении Брюллова -- это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста -- прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы. Брюллов потрясен внутренней красотой и самоотверженностью этих людей, не теряющих человеческого достоинства перед лицом неотвратимой катастрофы. В эти страшные минуты они думают не о себе, а порываются помочь свои близким, оградить их от опасности. Художник видит и самого себя среди жителей Помпеи с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними для того, чтобы помочь, поддержать их дух. Но даже перед гибелью его не покидает зоркая наблюдательность художника -- он отчетливо в блесках молний видит совершенные в своей пластической красоте человеческие фигуры. Они прекрасны не только благодаря необыкновенному освещению, но так же и потому, что как бы сами излучают свет душевного благородства и величия. Прошло почти шесть лет с того памятного дня, когда на улицах безжизненной Помпеи у Брюллова возникла мысль написать картину о гибели этого древнего города. В последний год художник так неистово работал, что его не раз выносили из мастерской в состоянии полного изнеможения.

Заключение

миф искусство картина брюллов

Проделанная нами работа подтверждает гипотезу о том, что мифы являются не иссекаемым источником для творчества художников разных веков и эпох. Для этого были рассмотрены работы мастеров различных веков. Также был проведен опрос.

Список источников информации

· http://citaty.su/

· http://muzei-mira.com

· http://jivopis.org

· http://www.mifyrima.ru/

· https://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место и значение К. Брюллова в развитии русского изобразительного искусства. Путь развития К. Брюллова как художника, личности, интеллигента. История создания главного полотна художника "Последний день Помпеи". Анализ портретной живописи художника.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Искусство художника Карла Павловича Брюллова. Направления в творчестве художника. Жанровые сцены из итальянской жизни. Картина "Последний день Помпеи". Галерея Карла Брюллова. Автопортрет 1848 года. Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы. Сюжеты картин художника: "Весна", "Рождение Венеры", "Мадонна с гранатом".

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Живопись Сандро Боттичелли, тонкость и выразительность ее стиля. Энергичные охристые тени для передачи телесного цвета как характерная черта стиля художника. Чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры, прославление чистоты и непорочности.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Академические годы и ранние произведения Брюллова. Итальянский период творчества. Особенности жанровой живописи и новаторство в портретном искусстве. Критика современников на картину "Последний день Помпеи". Художественная и педагогическая деятельность.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Карла Павловича Брюллова - замечательного русского художника. Особенные успехи художник в реалистическом, психологическом портрете. "Последний день Помпеи" – самого значительного произведения Брюллова.

    презентация , добавлен 11.12.2011

    "Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    Анализ жизненного пути и творческой деятельности Сандро Боттичелли - известного итальянского художника. Композиция и особенности картины "Спящая Венера", которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом "Коронования Девы".

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Биографические сведения о жизни и творчестве Сандро Боттичелли – итальянском живописце эпохи раннего Возрождения, представителе флорентийской школы. Его наиболее известные картины "Весна", "Исцеление прокаженного и искушение Христа", "Рождение Венеры".

    презентация , добавлен 07.11.2014

    Понятие, структура и функции мифа. Космогонические мифы и мифы о происхождении. Мифы обновления и конца света. Мифы и время. Мифология, онтология, история. Величие и упадок мифов.

Мифологический жанр

Мифологический жанр

разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мифологический жанр" в других словарях:

    - (франц. genre род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры … Художественная энциклопедия

    Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия

    - (Zurbarán) (1598 1664), испанский живописец севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни… … Энциклопедический словарь

    - «Благая весть» … Википедия

    - «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия

    Колыбельная песня - жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

Раздел VI. Исторический жанр и его разновидности

Тема 27. Мифологический жанр

Мифы, легенды и предания являются важным источником художественного творчества народов на ранних этапах их истории. Это сказание о древние верования людей о происхождении Земли, явлений природы, богов, героев, Вселенной.

В художественных произведениях мифологического жанра изображаются не реальные, а воображаемые события и герои, которые наделяются необыкновенными способностями.

Мифологический жанр - изображения событий и героев мифов и легенд различных народов мира в изобразительном искусстве.

Николай Рерих. Святогор

Мифологический жанр начал выделяться среди других жанров изобразительного искусства тогда, когда мифы превратились из верований на литературные произведения, образы которых изображали художники. Античные мифы отражают жизнь и приключения богов, подвиги героев.

Мифологический жанр приобрел яркого расцвета в эпоху Возрождения, когда античные легенды побуждали художников на создание картин и скульптур с соответствующими сюжетами. Произведения мифологического жанра олицетворяли высокие идеалы искусства античности. Впоследствии к античных мифов в искусстве приобщились темы из мифов разных народов: скандинавских, славянских, индийских и тому подобное.

Сравните изображение мифологического образа в скульптуре и живописи.

Диана Версальская. Римская копия с греческого оригинала Леохара

Уолтер Крейн. Диана и Эндимион

Сюжеты античных мифов получили распространение в живописи, скульптуре, книжной графике.

Рассмотрите произведения мифологического жанра. Поинтересуйтесь, какие античные мифы они иллюстрируют.

Орфей, фрагмент стар одавньої мозаики из Тарса

Скульптура Нептуна (м. Копенгаген, Дания)

Эдвард Берн-Джонс. Зеркало Венеры

В разные времена мифологические образы привлекали художников многих стран, которые воплощали их по-своему.

Рассмотрите произведения мифологического жанра в графике и живописи. Какими средствами художественной выразительности художники раскрыли эпизод из мифа?

Михаил Пиков. Прощание Гектора с Андромахой

Ангелина Кауфман. Прощание Гектора с Андромахой

Сравните мифологический образ Европы в трактовке различных художников (композицию, колорит, декоративность и тому подобное).

Вирджиния Стеретт. Европа на быке

Валентин Серов. Похищение Европы

Сравните образ легендарного троянского героя Энея в настенной росписи и книжной графике. Обратите внимание на одежду, головные уборы, оружие. Национальные мотивы можно заметить в иллюстрации украинского художника-графика?

Раненый Эней. Настенная роспись в Помпеях

Джованни Баттисто Тьеполо. Явление Венеры Энею у берегов Карфагена (за Вергилием)

Георгий Нарбуг. Иллюстрация к поэме И. Котляревского «Энеида»

Практическое задание

Нарисуйте иллюстрацию на античный мифологический сюжет, который заинтересовал вас больше всего (художественные материалы по выбору).

Обратите внимание на создание выразительного, характерного образа главного персонажа. Нарисуйте одежду, вещи, присущие давней эпохе.

Примеры античного наряда, оружия, орнаментов

Вопросы и задания

1. Какие античные мифы распространены в изобразительном искусстве?

2. Назовите виды изобразительного искусства, в которых приобрел популярность мифологический жанр.

Самостоятельная работа для любознательных

1. Поинтересуйтесь, какие произведения скульптуры, посвященные мифологическим персонажам античности, существуют на территории Украины.

2. Посмотрите мультфильмы по мотивам мифов Древней Греции.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. μυθολογία - кол-лек-ция ми-фов) - жанр изо-бра-зительного искусства, сю-же-ты ко-то-ро-го по-черп-ну-ты из ми-фов.

Мифологический жанр фор-ми-ру-ет-ся в эл-ли-ни-стическом и римском искусстве, в хо-де вы-де-ле-ния сис-те-мы жан-ров из син-кре-тиз-ма ар-ха-ич-ной тра-диционной куль-ту-ры, един-ст-вен-ным со-дер-жа-ни-ем ко-то-рой и был миф.

Таким образом, воз-ник-но-ве-ние мифологического жанра со-пря-же-но с де-ми-фо-ло-ги-за-ци-ей соз-на-ния; миф вос-при-ни-ма-ет-ся как ху-дожественный вы-мы-сел, его ге-рои под-вер-га-ют-ся все-воз-мож-ным транс-фор-ма-ци-ям и пе-ре-ос-мыс-ле-ни-ям: ока-зы-ва-ют-ся в бы-то-вой об-ста-нов-ке, слу-жат об-раз-ца-ми по-ве-де-ния, ино-гда под-вер-га-ют-ся ос-мея-нию или же вы-сту-па-ют в ка-че-ст-ве ал-ле-го-рий, пер-со-ни-фи-ка-ций.

Ес-ли в средне-вековом искусстве хри-сти-ан-ская сю-же-ти-ка поч-ти пол-но-стью вы-тес-ня-ет «язы-че-скую», то в эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния ан-тич-ные ми-фы пе-ре-ос-мыс-ли-ва-ют-ся и сбли-жа-ют-ся с хри-сти-ан-ски-ми, на-пол-няют-ся но-вым ал-ле-го-рическим со-дер-жа-ни-ем (А. дель Пол-лай-о-ло, С. Бот-ти-чел-ли, А. Ман-те-нья , Пье-ро ди Ко-зи-мо, Ф. дель Кос-са, Ра-фа-эль, Кор-ред-жо, Б. Пе-руц-ци, Дж. Ро-ма-но, Джорд-жо-не, Ти-ци-ан, П. Ве-ро-не-зе, Я. Тин-то-рет-то, А. Брон-зи-но, Дж. Ва-за-ри, Л. Кра-нах Стар-ший, Ж. Гу-жон, Н. дель’Аббате, ху-дож-ни-ки Фон-тенб-ло шко-лы и др.).

«Ме-та-мор-фо-зы» Ови-дия, на-ря-ду с го-ме-ров-ским эпо-сом, ста-но-вят-ся основнм ис-точ-ни-ком ми-фо-ло-гических сю-же-тов в искусстве ба-рок-ко и клас-си-циз-ма XVII века (скульп-ту-ра Дж.Л. Бер-ни-ни, жи-во-пись Ка-ра-вад-жо, братьев Кар-рач-чи, Дж.Б. Тье-по-ло, П.П. Ру-бен-са, Рем-бранд-та, Д. Ве-ла-ске-са, Н. Пус-се-на, К. Лор-ре-на и др.), ро-ко-ко (Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра) и клас-си-циз-ма второй половиныXVIII - начала XIX веков, ко-гда мифологический жанр сбли-жа-ет-ся с ис-то-рической и ре-лигиозной жи-во-пи-сью, на-пол-ня-ясь иде-аль-ны-ми клас-си-ци-стическими об-раз-ами (скульп-ту-ра А. Ка-но-вы, И.Г. Ша-до-ва и Б. Тор-вальд-се-на, жи-вопись Ж.Л. Да-ви-да, Ж.О.Д. Эн-гра, А.Р. Менг-са, В. Ка-муч-чи-ни и др.) или по-лу-чая тра-гическое пе-ре-ос-мыс-ле-ние в жи-во-пи-си ро-ман-тиз-ма (Ф. Гойя, Э. Де-лак-руа).

Ут-ра-тив глу-бо-кий под-текст и пла-стическую ост-ро-ту сти-ля в позд-неа-ка-де-мическом и са-лон-ном искусстве второй полоины XIX века, мифологический жанр вы-ро-дил-ся в по-верх-но-ст-но-ил-лю-ст-ра-тив-ные про-из-ве-де-ния (В.А. Буг-ро, Л. Аль-ма-Та-де-ма, Ф. Лей-тон и др.), по-лу-чил са-ти-рическое ис-тол-ко-ва-ние в се-рии ли-то-гра-фий О. До-мье.

В XIX веке, бла-го-да-ря ин-те-ре-су ро-ман-ти-ков к национальным кор-ням и средне-вековой и на-род-ной куль-ту-ре, в искусство во-шли сю-же-ты гер-ман-ских, кельтских, индийских и славянских ми-фов. Вме-сте с тем в твор-че-ст-ве пре-ра-фа-эли-тов и мас-те-ров не-ои-деа-лиз-ма воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к ан-тич-ной те-ма-ти-ке (жи-во-пись Х. фон Ма-ре, А. Бёк-ли-на, скульп-ту-ра А. Хиль-деб-ран-да).

Мифологический жанр ши-ро-ко пред-став-лен в искусстве XX века, на-чи-ная с сим-во-лиз-ма и мо-дер-на ру-бе-жа XIX-XX веков (Г. Мо-ро, М. Де-ни, Ф. Вал-лот-тон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Му-ха), ар-хаи-зи-рую-щей не-оклас-си-ки (А. Май-оль, Э.А. Бур-дель и др.) и аван-гар-ди-ст-ской жи-во-пи-си и гра-фи-ки (М. Бек-ман, П. Клее, П. Пи-кас-со). Ин-ди-ви-ду-аль-ное ми-фо-твор-че-ст-во от-ли-ча-ет про-из-ве-де-ния мас-те-ров сюр-реа-лиз-ма. То-та-ли-тар-ное иск-во Ита-лии, Гер-ма-нии куль-ти-ви-ро-ва-ло мифологический жанр. Ан-ти-то-та-ли-тар-ная ин-тер-пре-та-ция ми-фа ха-рак-терна для пред-ста-ви-те-лей по-стмо-дер-низ-ма (К.М. Ма-риа-ни, Дж. Шоу и др.).

В Рос-сии мифологический жанр по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с XVIII века, осо-бен-но в искусстве клас-си-циз-ма конца XVIII - начала XIX веков (скульп-ту-ра С.С. Пи-ме-но-ва, В.И. Де-мут-Ма-ли-нов-ско-го, И.П. Мар-то-са, жи-во-пись А.П. Ло-сен-ко, П.И. Со-ко-ло-ва, К.П. Брюл-ло-ва, А.А. Ива-но-ва).

Во втрой половине XIX - начала XX веков ин-те-рес к национальному фольк-ло-ру по-ро-ж-да-ет свое-об-раз-ную ин-тер-пре-та-цию мифологического жанра в сти-ле мо-дерн : ска-зоч-ные об-ра-зы жи-во-пи-си В.М. Вас-не-цо-ва и М.А. Вру-бе-ля, гра-фи-ки И.Я. Би-ли-би-на и Е.Д. По-ле-но-вой, скульп-ту-ры С.Т. Ко-нён-ко-ва и К. Эрь-зи. Славянская и восточная ми-фо-ло-гия пред-став-ле-ны в по-лот-нах Н.С. Гон-ча-ро-вой и Н.К. Ре-ри-ха. Ми-фы Эл-ла-ды пре-ло-ми-лись в про-из-ве-де-ни-ях Вл.А. Се-ро-ва и Л.С. Бак-ста.

В современном искусстве мифологический жанр пред-став-лен отдельными ра-бо-та-ми на ан-тич-ную те-му П.П. Кон-ча-лов-ско-го , В.Н. Яков-ле-ва, Э.И. Не-из-вест-но-го и др., а так-же ря-дом про-из-ве-де-ний ху-дож-ни-ков СССР, по-свя-щён-ных ге-ро-ям национальных эпо-сов.

На ру-бе-же XX-XXI веков на-блю-да-ет-ся воз-ро-ж-де-ние мифологического жанра в отечественном искусстве, к не-му об-ра-ща-ют-ся А.Г. Ак-ри-тас, Д.Д. Ка-мин-кер, М.М. Ше-мя-кин, З.К. Це-ре-те-ли и мн. др.