Основные материалы, используемые при оформлении постановок. Виды и особенности театральных декораций Мягкие декорации в театре

Декорации различаются еще по характеру выразительности. Каждый такой тип декораций базируется на одном или нескольких типах по конструктивным качествам.

Повествовательная декорация изображает реальное пространство того места, где происходит действие. Главное ее выразительное качество – достоверность. Повествовательная декорация самое большое распространение получила в реалистическом театре. В этом типе декораций работали художники Шишков, Бочаров, Симов и многие другие. Архитектура повествовательной декорации выполняется через павильон и макеты. Пейзажи изображаются с помощью мягких декораций. В повествовательных декорациях большую роль играет точная работа театрального света, который имитирует реальные состояния погоды, времени суток и времени года. Наивысшего расцвета этот тип декораций получил в творчестве молодого Станиславского в период его сотрудничества с художником Симовым. Этот тип декораций включал в себя очень внимательное отношение к национальным традициям в архитектуре, костюме, к этнографии.

Метафорическая декорация представляет собой обобщенный образ всего спектакля в целом. Сама декорация это символ идеи спектакля. Метафорическая декорация стала использоваться с 10-х годов XX века. Одной из первых постановок в метафорических декорациях был спектакль «Победа над солнцем» в оформлении К. Малевича. Одной из картин этого спектакля был знаменитый «черный квадрат» символизирующий победу зла в мире. Это было очень смелое и неожиданное использование павильона, который до сих пор применялся только для повествовательных целей. Чаще всего, метафорическая декорация выполняется при помощи установки. Однако, может быть использовано и оформление в сукнах, и кулисные декорации. Метафорические декорации используют в своем творчестве все современные художники вслед за великими мастерами XX века: братьями Весниными, Экстер, Дмитриевым, Шифриным, Акимовым, Кноблоком и многими другими.

Живописная декорация – это такое декоративное решение, где доминантой является цвет, колорит художественного образа спектакля. Тонкая работа цвета помогает создать лирическую силу образу, глубокий психологический язык спектакля, вызывать яркий ряд эмоций зрительного зала. Живописная декорация пришла на русскую сцену вместе с появлением в постановочной театральной работе ярких русских художников-станковистов: В. Васнецова, М. Врубеля, В. Поленова, В. Серова, К. Коровина, А. Бенуа, Л. Бакста и многих других. Живописные декорации могут быть выполнены практически в любом типе конструктивных декораций. Цветовое решение выполняется и через театральную живопись и через тонкий цветовой подбор тканей, фактур, окрашенных поверхностей бутафории и реквизита и костюмов. Живописная декорация особенно ярко украшает музыкальные спектакли, в которых цвет органично сливается со звуковой лексикой. Особую страницу в историю живописных декораций внесла антреприза Дягилева. Волшебная живопись наших художников вместе с богатейшей национальной музыкой и новаторством постановки потрясли Европу.



Архитектурно-пространственная декорация призвана создавать на сцене образ масштабный, эпичный, несущий глобальные мировые идеи. Масштабность может быть 2-х типов: масштабность, направленная вертикально в вверх, и масштабность, направленная горизонтально в ширину.

Сценографический образ с направленными вверх вертикалями создает условия для подъема духа, пафоса, торжественности и величия идеи. Примером может быть знаменитая постановка «Гамлета» Станиславского и Крэга, где образ спектакля строился при помощи высоких вертикальных движущихся ширм. Эти вертикали зрительно делали сцену более высокой и предавали образу значительность и возвышенный пафос. Архитектурно-пространственная декорация, направленная горизонтально, зрительно расширяет пространство сцены и передает чувство свободы, воли, бесконечности пространства. Человек испытывает чувство полета, простора. Известная постановка «Оптимистической трагедии» Вишневского (художник В. Рындин) может быть хорошим примером масштабной декорации. На сцене была установка, напоминающая палубу корабля, с доминирующими горизонтальными линиями, которые хорошо передавали идею свободы этого спектакля. Архитектурно-пространственные декорации могут выполняться в любом типе конструктивных декораций. Многие из них дополняются горизонтом с живописью, панорамой, или видео проекцией на его плоскости.



Динамическая декорация представляет собой образ, который выстраивается при помощи движущихся элементов оформления сцены. Такая декорация хорошо создает образ быстро меняющегося времени. Движение декораций на сцене определяет ритм спектакля, передает лихорадочную смену человеческих переживаний, психическое состояние людей, не приспособившихся к новизне жизни и ее быстрому темпу. Движение может быть в самых разных направлениях: параллельно рампе, по кругу, вверх, вниз. Декорации могут быть разными по конструктивным качествам, мягкими и жесткими. Примером может быть знаменитый спектакль «Мандат» Эрдмана, где движущиеся стены в сочетании с движущимися тротуарами на сцене, создавали ощущение уходящей из-под ног жизни персонажей. XXI век принес в жизнь мощное ускорение. Поэтому неслучайно, что динамическая декорация используется все чаще.

Световая декорация строится на световых эффектах. В театральных постановках всегда работает сценический свет, но в этом случае свет несет самую главную образную нагрузку, именно он несет основную идею спектакля. Световая декорация хорошо передает светлую лирику, разнообразный мистический смысл, поэтическую легкость. В качестве примера можно вспомнить известный спектакль в оформлении Й. Свободы «Вишневый сад», где световой занавес, неожиданно возникающий и исчезающий, поглощающий персонажей на глазах у зрителя, создавал особый лирический строй в спектакле, где судьба вершит свой суд. Световая декорация может быть прекрасно организована в мягком тюле, полупрозрачном шелке, так как эти материалы хорошо вбирают в себя свет и становятся сами его источником в воображении зрителя. Здесь могут быть использованы и жесткие декорации, выполненные из прозрачных пластиков, стекла, зеркал, металлов хорошо отражающих свет. Современный театр все большее внимание уделяет мистике, идет активный поиск все новых световых эффектов и возможностей, активно обогащается спектр осветительной театральной аппаратуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите типы декораций, различающиеся по конструктивным качествам.

2. В чем выражено содержание приемов художественного оформления сцены?

3. Какие типы декораций различают по их выразительным качествам?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

Реферат

На тему: «Декорации в театре»

Работу выполнила: студентка 1 курса

Воронцова Елена

Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте.

Главные составные части каждой театральной декорации -- завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги -- куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли -- различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя.

Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

декорация спектакль эскиз драматургия

Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460--420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам.

Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы -- Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) -- вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства -- декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров -- составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля -- декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX--XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).

Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).

Литература

Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сценография как искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Основные системы и принципы декорации. Сценический свет - один из важнейших компонентов оформления хореографической постановки.

    реферат , добавлен 15.03.2013

    Тенденции развития сценографии. Художественное единство декораций спектакля и техники сцены. Применение объемно-пространственных конструкций. Проблематика театрального пространства. Использование воротов и блоков, веревок на подвесах в современном театре.

    статья , добавлен 20.08.2013

    Основной материал в искусстве режиссера. Творчество художника, участвующего в создании спектакля. Выражение идейно-творческих устремлений актера. Творческая организация сценического действия. Поведение актера на сцене. Приемы режиссерской работы.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2013

    Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства. Основные средства выразительности театрального искусства: роль декораций, костюма, грима в раскрытии образа персонажей, визуально-оптическое оформление спектакля.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2010

    Способы и приемы работы режиссера над художественным оформлением спектакля. Формы сценической выразительности. Основные требования техники безопасности при работе с осветительным и проекционным оборудованием, аппаратурой на сценической площадке.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Актерское творчество и художественная специфика театра. Мизансцена как существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. Значение темпа и ритма в сценическом искусстве. Музыка и свет - одни из самых ярких средств оформления любого спектакля.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Сценическое действие, его отличие от действия в жизни. Взаимосвязь физического и психологического действия. Основные части действия: оценка, пристройка, собственно действие, воздействие. Режисерский этюд по картине "Посещение царевны женского монастыря".

    контрольная работа , добавлен 08.01.2011

    Премьера спектакля "Власть тьмы" в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. Биография режиссера Темура Чхеидзе. Люди и страсти в постановке БДТ им. Г.А. Товстоногова. Особенности постановки пьесы режиссером Юрием Соломиным в Малом театре.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2012

    Грим 30-х годов ХХ ст. на сцене и в кино. Анализ стиля и макияжа Марлен Дитрих. Способы нанесения макияжа. Подготовка кожи, материалы и средства для проведения процедуры. Влияние цветов и света на грим. Технологические этапы нанесения сценического грима.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2014

    Успех первого "русского сезона" группы артистов балета императорских театров Петербурга и Москвы в мае 1909 г. Балетные постановки Фокина в Мариинском театре. Создание им абсолютно нового вида спектакля, новые подходы к постановке классического танца.

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа . Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

– решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы .

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Декорация

С древних времён важное значение получила декоративная живопись , составляющая особую отрасль искусства , в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи , живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи , мавританские арабески Альгамбры , гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля , господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art décoratif ) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы , обоев и других предметов роскоши и комфорта, - словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkünste или Kunstgewerbe, а в России - прикладным искусством или художественной промышленностью.

Театральная декорация

Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра , имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи , либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации - завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой , натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги - куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли - различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Декорация" в других словарях:

    декорация - и, ж. décoration f. 1. архит. Архитектурное, скульптурное, живописное и пр. украшение здания. Сл. 18. <мастеру> наблюдат же и рисунка, или профиля, данного от архитектора, чтоб не утратить ни малой пропорции, ибо в том есть лутчайшая зданию … Исторический словарь галлицизмов русского языка Большой Энциклопедический словарь

    ДЕКОРАЦИЯ, декорации, жен. (франц. decoration, букв. украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что нибудь показное, внешне… … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКОРАЦИЯ, и, жен. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. | прил. декорационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. украшения, украсы, обстановка; на театре: вид, местность представления Декорационный, к декорациям относящийся. Декоратор муж. художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля

    В широком значении слова, всякое художественное украшениепредмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать производитьхудожественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое, наязыке архитектуры, в противоположность к термину… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Витрин. Жарг. бизн. Умышленное увеличение размера прибылей в балансе, чтобы скрыть плохое финансовое состояние предприятия. БС, 44 … Большой словарь русских поговорок

1. Типы декораций по конструктивным качествам

Художественный образ в сценографии, как говорилось в предыдущей главе, состоит из очень многих составляющих, здесь мы рассмотрим конструктивные составляющие сценографического образа. Исторически сложилась целая типология декоративных решений театральных конструкций. Конструкция – это та внутренняя основа, скелет, на которой держится выразительная часть оформления. Конечно, у конструктивной части тоже есть своя выразительность, но это качество не является определяющим. Типология по конструктивным качествам театральных декораций рассматривает ее как несущий элемент, а не как выразительный. Но без него нельзя обеспечить выразительность. Прежде всего, декорации делятся на две большие группы по характеру материалов, из которых они выполняются.

Первая группа – мягкие декорации . Они представляют собой оформление сцены, выполненное из материалов, не имеющих собственной внутренней конструктивной основы, поэтому они подвешиваются. Эти декорации выполняются из различных тканей, тонких пластиков, сеток, веревок, цепей всего того, что само стоять не может, и должно к чему-нибудь крепиться. Мягкие декорации имеют свои разновидности.

Кулисные декорации могут быть разъемные и подъемно-арочные. Разъемные кулисные декорации состоят из трех деталей по каждому плану (две кулисы и одна падуга). Глубина сцены заканчивается задником – большим полотнищем, повешенным параллельно рампе, или горизонтом повешенным полукругом или в форме трапеции (в плане). Кулисные декорации развешиваются строго симметрично.

В театральных спектаклях барочного, классицистического, романтического и реалистического театра они расписывались, выполнялись из самых разных тканей. Роспись чаще всего изображала различные архитектурные пространства. Для того чтобы у зрителя было впечатление, что внутренность имеет вертикальные стены и горизонтальные потолки, живопись по каждому плану обязательно освещалась, так, чтобы «убивать» тени от предыдущих кулис и падуг. Эта работа света помогала создавать иллюзии парадных дворцовых интерьеров. Подъемно-арочные декорации представляют собой повешенные по каждому плану полотнища в форме скобы, которые также сопровождаются задником или горизонтом. Подъемно-арочные декорации расписываются и изображают арочную архитектуру. Они так же, по каждому плану освещаются, чтобы нивелировать тени и создавать иллюзию тяжелых архитектурных сооружений.

Сады, парки, леса изображаются на сцене при помощи сетки, которая выкраивается в форме, напоминающей букву «Г». Две встречные кулисы такой формы декорируются аппликацией, изображающей деревья и кусты с густой листвой, выполненной из разных по прозрачности материалов. Такие кулисы вывешиваются очень часто (через 20 см), и при правильном освещении создают впечатление ярко освещенной полянки в лесу сквозь листву, которой, просвечивает солнце. Эти декорации дополняются бутафорскими кустами, пеньками, мостками и половиком, декорированным под траву. Задник или горизонт изображают глубину леса, уходящую дорогу, берег реки… Кулисные декорации возникли еще в эпоху Возрождения и совершенствуются до сих пор.


Оформление в сукнах . Этот тип декораций сравнительно молод, возник в конце XIX начале XX века. Это было время, когда в театре ставили много мистических историй, сказочных сюжетов, где персонажу было необходимо неожиданно и быстро «возникать» или «исчезать». Здесь ткани (а в это время очень широко использовались сукна), развешиваются совершенно произвольно в пространстве сцены. Симметрия не обязательна. Ткани могут изображать и интерьеры, и пейзажи, и различные сказочные реальности. Такая развеска декораций помогает внезапно возникать и исчезать между складок. Кроме того, обилие складок на сцене делали ее более парадной, нарядной, декоративной, что для стилистики модерна, который превалировал в это время, было необходимо.

Жесткие декорации известныс древнейших времен, некоторые из них существовали в античном театре. Они отличаются способностью нести вес актера, реквизита, бутафории. Для этого они обладают необходимой прочностью, устойчивостью, не требуют дополнительных поддерживающих устройств, способны сами надежно стоять на сцене.

Кулисные декорации устанавливают так же, как и мягкие кулисы, симметрично и по планам. Они представляют собой ширмы, которые могут быть, как простые прямоугольные, так и сложные по форме, изображающие детали архитектуры, кусты и прочее. Ширмы могут быть в виде треугольных призм, вращающихся вокруг своей оси. Каждая грань такой призмы несет на себе особое изображение. Вращение этих призм позволяет менять картину на сцене. В некоторых спектаклях ширмы заменялись кулисными машинами, которые представляют собой подрамники, пропущенные сквозь планшет сцены через специальные щели, и в трюме двигались по собственной металлической дороге. Такие кулисные машины позволяли сделать декорацию высотой до пяти метров и выдерживать вес актера. Движение кулисных машин значительно обогащает образ спектакля.

Павильон. Этот тип декораций появился для обслуживания реалистического театра. После поднятия занавеса зритель видел обыкновенную комнату с мебелью, люстрой, окнами, дверями, картинами, зеркалами. Стены этой комнаты представляют собой систему подрамников, обтянутых тканью, расписанной под обои или обклеенную обоями. В некоторые из подрамников монтируются оконные или дверные проемы с подвешенными окнами и дверями. Чтобы подрамники не падали, с задней их стороны к ним прикрепляются откосы в форме прямоугольных треугольников, которые обеспечивают вертикальность «стены» павильона. Обычно сцены павильона устанавливаются в форме трапеции (в плане) из трех составляющих. Четвертая стена зеркало сцены. Но бывают павильоны, составленные из двух стен и потолка. Стены устанавливаются тупым углом (в плане) и создают не очень глубокое игровое пространство. «Потолок» павильона так же может представлять собой систему подрамников, но во многих случаях, это просто ткань, которая закрепляется на штанкете, расположенным за арлекином, и набрасывается сверху на «стены». Затем она натягивается и закрепляется за «ручники» на задней части подрамников «стен».

Установка (конструкция) – самый молодой и самый распространенный, на сегодняшний день, тип декораций. Он сформировался в 20-е годы ХХ века, первый законченный вариант установки был представлен в спектакле «Великодушный рогоносец» Вс. Мейерхольда в 1922 г. (художник Л. Попова).

Установка (другое название конструкции), представляет собой жесткое сооружение на сцене из любого достаточно легкого и жесткого материала. Установка не убирается в течение всего представления. Ее черты:

а) несколько уровней по высоте, что необходимо, во-первых, для обогащения пластики актеров, во-вторых, для более пропорционального решения высоты зеркала сцены, в-третьих, для усиления выразительности сценографического образа;

б) символический характер внешнего вида, выражающий идею комедии. В постановке «Великодушного рогоносца» установка изображает «раздетый» механизм мельницы, уложенной на бок, который иронически символизирует «анатомию» буржуазной любви;

в) установка – это действующая декорация, которая претендует стать персонажем. В приведенном примере маленькое желтое колеса установки начинает вращаться в завязке, развитие действия приводит к вращению большого красного колеса, а вращение самого большого мельничного маховика начинается в момент кульминации. Этот вращающийся фон «ведет» эмоции зрителя.

Установку не надо путать с макетом. Макет представляет собой имитацию предмета (крыльцо, пригорок) он тоже может быть с несколькими уровнями, способен нести большие нагрузки. Бывают даже действующие макеты имитирующие действие того предмета, который они изображают. Но макет никогда не несет символа.

Проекционные декорации появились вместе с открытием электричества и используются в театре с начала ХХ века. Проекционная декорация дешева, мобильна, легко может возникнуть, исчезнуть, смениться другой картиной. Проекционная декорация хороша для мистических спектаклей, спектаклей сказок. Проекционная декорация представляет собой проекцию изображения пейзажа, интерьера, какого либо предмета, необходимого по действию. В реалистических спектаклях она может заменить рискованные работы актеров, например опасные для жизни полеты, падения представляют собой движущееся проекционное изображение. Этот тип декораций широко используется в сочетании с другими типами. Например, она заменяет часть интерьера на сцене, или часть пейзажа. Проекционная декорация требует очень четкой технической организации. Направление проекционного луча и работа света на сцене должны быть особенно отрегулированы, чтобы не было засвечивания изображения, не нужных рефлексов и теней. Этот тип декорации не допускает большого количества света на сцене. В последние десятилетия получило распространение использование сразу нескольких проекций в художественном оформлении, как театральных спектаклей, так и концертов самых разных масштабов. В начале XXI века появились голографические проекционные декорации. Они показывают вполне убедительно иллюзию объема предмета. Это изображение может быть движущимся. У этого типа декораций большое будущее.

Объемные декорации. Этим термином на сцене называют одновременное использование любых мягких и объемных жестких декораций.

2. Опишите оптическое и психофизическое действие оранжевого и голубого цветов