Что рисовали чувашские художники. Кто лучшие художники Чувашии? Профессиональная деятельность

Известные своими достижениями или влиянием на ход истории.

При отборе учитывалась этническая принадлежность, место рождения, продолжительность периода жизни и работы на территории, ныне входящей в состав Чувашской Республики. Таким образом, в список попали и чуваши, не родившиеся на территории Чувашии, и представители других национальностей, место рождения и/или жизнь которых связана с Чувашией.

Ученые

  • И. Н. Антипов-Каратаев (1888-1965) - учёный-почвовед, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Докучаевской и Димитровской (Болгария) премий.
  • Н. И. Ашмарин (1870-1933) - тюрколог, основоположник чувашского научного языкознания, член-корреспондент Академии наук СССР, автор многотомного «Словаря чувашского языка» .
  • Иакинф (Бичурин) (1777-1853) - востоковед и историограф, один из основоположников синологии , член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже.
  • А. А. Изотов (1907-1988) - учёный, лауреат Государственной премии СССР, уточнил формы и размеры земного шара, разработал ряд теоретических проблем высшей геодезии, теорию и методы изучения движений земной коры.
  • В. К. Магницкий (1839-1901) - этнограф, фольклорист, сподвижник народного просвещения Среднего Поволжья второй половины XIX века.
  • Н. В. Никольский (1878-1961) - историк, этнограф, создатель многотомного собрания этногографического, исторического и фольклорного материала, первый редактор первой газеты на чувашском языке «Хыпар».
  • В. В. Козлов (29.11.1957) действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии Психолог , действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия),Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия).
  • А. Н. Крылов (1863-1945) - кораблестроитель, механик, математик, основоположник "теории корабля", автор важнейших работ по теории магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, астрономии, академик, Герой Социалистического Труда.
  • С. Н. Фёдоров (1927-2000) - офтальмолог , профессор , лауреат международной премии "Оскар ", член-корреспондент РАН, государственный и общественный деятель, Герой Социалистического Труда .
  • Н. И. Лобачевский (1792-1856) - математик , создатель неевклидовой геометрии, профессор , ректор Казанского университета .
  • А. Д. Поздеев (1929-1998) - доктор технических наук, академик, Заслуженный изобретатель Российской Федерации и Чувашской Республики, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, основатель научной школы – электроприводчиков. Включен в сотню самых выдающихся ученых 20-го века.

Архитекторы

  • П. Е. Егоров (1731-1789) - архитектор, автор знаменитой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге, один из основоположников раннего русского классицизма в зодчестве.

Литераторы

  • К. В. Иванов (1890-1915) - классик чувашской литературы, поэт, переводчик, художник, автор поэмы "Нарспи".
  • Э. И. Патмар - писатель.
  • М. К. Сеспель (1899-1922) - Классик чувашской литературы, реформатор стихосложения, поэт, прозаик, драматург, художник, общественный и государственный деятель.
  • И. С. Тукташ (1907-1957) - поэт и переводчик, фольклорист, автор стихотворного текста Государственного гимна Чувашской Республики .
  • Я. Г. Ухсай (1911-1986) - народный поэт Чувашии, лауреат премии РСФСР им.М.Горького и Государственной премии им. К.В.Иванова.
  • П. П. Хузангай (1907-1970) - народный поэт Чувашии, лауреат Государственной премии имени К.В.Иванова и премии Комсомола Чувашии имени М.Сеспеля, общественный деятель.
  • Г. Н. Айги (1934-2006) - чувашский поэт, писавший на чувашском и русском языках и внёсший огромный вклад в мировую пропаганду чувашской поэзии и чувашской культуры.

Художники

  • Е. И. Ефремова (1914-2000) - художник по национальной вышивке, заслуженный художник РСФСР, народный художник Чувашии.
  • А. А. Кокель (1880-1956) - художник и педагог, оставивший яркий след в истории изобразительного искусства Чувашии и России. Первый из чувашских художников, получивших академическое образование.
  • А. И. Миттов (1932-1971) - самобытный чувашский график и живописец, новатор, обладавший своеобразным художественным видением.
  • Н. В. Овчинников (1918-2004) - народный художник РСФСР и Чувашии.
  • Э. М. Юрьев (1936-2001) - народный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашской Республики, почетный гражданин города Чебоксары, автор герба и флага Чувашской Республики, герба столицы Чувашии.
  • Г. В. Козлов (19.07.1962) - художник и педагог, директор ЧГХМ

Композиторы

  • Г. С. Лебедев (1913-1980) - композитор, дирижёр-хормейстер, автор музыки Государственного гимна Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Актёры

  • И. С. Максимов-Кошкинский (1893-1975) - основатель чувашского драматического театра, создатель первых чувашских кинофильмов, актёр и режиссёр, драматург, народный артист Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Н. В. Павлова (1956) - балерина, народная артистка СССР (1984) и РСФСР, народная артистка Чувашской АССР, лауреат Государственной премии РСФСР, II Международного конкурса артистов балета.
  • Н. Д. Мордвинов (1901-1966) - русский актёр, замечательный мастер кино, народный артист СССР (1949), трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.
  • Б. А. Алексеев (1911-1973) - актёр, народный артист СССР (1969).

Певец

  • М. Д. Михайлов (1893-1971) - оперный певец, народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии СССР.

Космонавт

  • А. Г. Николаев (1929-2004) - летчик-космонавт , третий в мире человек, покоривший космос, генерал-майор авиации, дважды

Первые профессиональные художники Чувашии Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна Петр Егорович Егоров  “Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генералмайором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания...” Образование   В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л. Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в СанктПетербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса “архитектурной команды”. Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы. Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора сразу же были замечены педагогами Императорской Канцелярии от строений. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756г.), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.). Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.    Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград... Анна Ахматова Железо, покорясь влиянию огня, Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады, Полтавская рука сей разводила сад!   Пётр Вяземский Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл. Мраморный дворец  В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного Мраморного дворца. Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством. Памятник архитектору Петру Егоровичу Егорову Моисей Спиридонович Спиридонов  24 августа 1890 года в семье крестьянина села Яншихово-Норваши Цивильского уезда родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик пошел в деревенскую школу. И в 1903 году, окончив ее, вместе со своим двоюродным братом Никитой Сверчковым (тоже будущим художником) пытался поступить в городское училище, а затем в 1905 году - в учительскую семинарию, но каждый раз неудачно. Восполнить недостающие знания помогла К. А. Баратынская-Алексеева - внучка поэта Баратынского, открывшая в своем имении Шушары, под Казанью, подготовительную школу для крестьянских детей. В этой школе Моисей получил достаточные знания не только по русскому языку, но и необходимые навыки по изобразительному искусству. И в 1906 году Моисей поступает в Казанскую художественную школу. Успешно окончив ее, продолжил образование в Академии художеств в Петербурге. Профессиональная деятельность  И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С. Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист», «Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального изобразительного искусства. М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР, народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея Спиридоновича не стало. Творчество  Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру, то устойчивое, что позволило ему сохранить себя как народ в течение тысячелетий. Работы художника Юрий Зайцев    Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. Стал увлекаться фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках. Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. Через 2 года после этого он вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию картинок "Прибалхашстрой". В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Основные работы художника - "Чебоксары", "Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд", "Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие. Работы художника Никита Кузьмич Сверчков  Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. Творчество художника  Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР. Проверь себя        1. Первый профессиональный художник – архитектор – это… А. Моисей Спиридонов Б. Петр Егоров В. Никита Сверчков 2. Самое известное произведение этого архитектора … А. Ограда Летнего сада в Санкт – Петербурге Б. Кремль В. Мавзолей 3. Приведите в соответствие:  А. Моисей Спиридонов 1.«Чувашские матери», «Смерть Тахтамана» Б. Юрий Зайцев 2. «Старинная чувашская свадьба», «Пушкин в чувашской деревне» В. Никита Сверчков 3. «Пузырист», «Невеста»

December 2nd, 2010

Г.Исаев: "Десятка лучших художников Чувашии - это..."
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель Чувашского государственного художественного музея.
Интервью сайту "Элита Ч" (http://www.ilemle.ru)

Расскажите о себе.

Учиться начал в школе села Октябрьское Мариинско-Посадского района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический факультет Горьковского государственного университета.

Служил в ПВО, подготовку проходил в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.

Так судьба сложилась, что в 1990 году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.

Есть семья. Супруга получила полиграфическое образование, работает техническим редактором. Сын учится в университете на историко-географическом факультете.

Вы - известный фотохудожник. Расскажите об этом своем увлечении.

Я не художник, а любитель. Но интерес к изобразительному искусству у меня давний. Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007 года он ушел из жизни.
Сейчас я участвую в фотографическом проекте «Плацдарм» с серией «Земля-Небо».

Первая локализация была на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с баннером, размером 4,5 х 3,15 метра.

Вторая локация прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало, а низ, земля – женское. Попытался миф прокомментировать визуальным методом. Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет, по содержанию - попытка интерпретации древнего мифа на современный лад.

Вы занимаетесь оценкой художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую, третью..?

В интернете, на сайте Союза художников России, размещен «рейтинг художников». В нем позиционируется десять тысяч самых лучших художников мира: Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.

В перечень вошли семь художников из Чувашии: Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович, Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов, Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они все художники престижного третьего уровня.

В число лучших чувашских мастеров, на мой взгляд, входят также Алексей Афанасьевич Кокель, Иван Трофимович Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев, молодой мастер Георгий Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор Мадуров: они наиболее приближаются к «третьему уровню рейтинга» и могут представить искусство Чувашии на любой экспозиции.

Следующий «этаж» составляют авторы постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Это большой список художников «рейтинга четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин, Августа Спиридонова, Акцыновы, Харитонов, Карачарсков, Немцев, Семенов, Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника – Сергей Вольфович Заграевский. В справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется категория художественной работы и самого художника.

А как формируется постоянная экспозиция музея?

Она формируется исходя из общей выставочной концепции: в экспозиции должны присутствовать работы художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего, основным критерием попадания в постоянную экспозицию является качество произведения, качество живописи, мастерство художника.

Мы попытались уйти от регалий, титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из самых первых мест в рейтинге художников российского уровня. Дмитриев представлен в Третьяковской галерее, его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни одного чувашского живописца, который был бы представлен в каталоге Третьяковки. Есть аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет», «Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она экспонировалась в ЧГХМ. Всего мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.

Двадцатый век закрыт, и едва ли кто туда прорвется. Но двадцать первый век – открыт для всех художников.

Кто из молодых художников вам наиболее интересен.

– Фомиряков – лучший.

Больше я - это мое чисто субьективное мнение, не назвал бы ни одного. У молодых мастеров нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и так далее.

У Рафаэля есть знаменитая картина «Афинская школа»: Платон показывает пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы сказать новое слово в мировом искусстве, сначала необходимо осуществить прорыв в философии, мировоззрении. Затем можно говорить о подробностях - стиле, форме.

Люди обычно гонятся за стилем. А это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например, не умещаются в этот стиль, шире его. А представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные художники, которые просто компилируют, повторяют.

Наши художники ищут стиль. Выбирают слащавый, кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..

Взять Малевича или Кандинского. Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве – энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором нет эмоционального видения.

Сначала художник должен определить свое мировоззрение, то, что он хочет сказать человечеству, а потом уже искать форму и стиль для своего искусства.

Все загадки – в самом человеке. Часто мы воспринимаем реальность по схеме Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим.

Я занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что момент развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это научный факт: мужские гены всегда обращены к поиску нового, хотя они и нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я нахожу!»

В чувашском искусстве есть сообщество этнофутуристов. Но эти люди не имеют отношения к этнофутуризму. В принципе не имеют! Они – консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском искусстве уже было, используют найденные формы, обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии, мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный пласт древней культуры, который наш народ сохранил. Но орнамент - мировоззрение, которое характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо, но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный, ясно; «футуре, фьютче» - будущее. Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и компиляции.

Я в этом плане - пессимист.

Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?

У нас есть философская школа, есть книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком с его творчеством?

Нужно активизировать выставочную деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.

Есть несколько институций в республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный музей, но наш музей пока еще не может принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский Эрмитаж, который находится в Кремле Казани.

Есть определенные служебные требования для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если критерии обеспечиваются, то лучшие музеи могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что происходят важные художественные события.

Летом 2010 года мы в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок.

Основной процесс интенсификации художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении процесса: имидже, позиционировании города и республики на художественном уровне.

Это моя точка зрения как специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы претендовать на освоение искусства мирового уровня, необходим, прежде всего, базис, на котором можно позиционировать такое искусство.

Допустим, вы делаете копию работы Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может остановиться, оно - отражения жизни, развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило, своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними. Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо, можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку, делает ее более стильной, доступной для человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие, вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех.

Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?

Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное – простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было.

Скажу банальную вещь: талант – всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок.

От чего зависит цена произведения?

Факторы цены - очень интересный вопрос.

Маленький пример приведу: человек нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату. Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.

Потом нумизмат уточнил: пятак, оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.

Пятак снова чуть подпрыгнул в цене.

Вещь может и не быть шедевром, но если она имеет особый контекст, это значительно повышает интерес к ней.

Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая, историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во внимание.

В Чебоксарах была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом, удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей. Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства.

Среди претендентов были представлены художники, в том числе - работающие в декоративно – прикладном искусстве, скульптуре…

Был произведен отбор работ для закупки.

Сначала мы хотели обойтись решением своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом испугались и решили пригласить экспертов со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали себе приговор: боимся принимать решение. Не доверяем своему мнению.

Экспертам оплатили проезд, проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых двух миллионов рублей, что существенно уменьшило сумму закупки.

Но был еще момент, объясняющий, почему мы тогда так поступили.

В ситуации, когда из десяти выбирается один, у девяти аутсайдеров возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.

Деньги – щепетильный момент, деньги всегда нас по бедности ссорят.
Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на закупку картинг художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь два миллиона. И то – раз в течение нескольких лет.

Понятно, сразу началась грызня.

Чтобы миновать рифы, так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.

Я тоже участвовал в работе комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения на пол, то первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И из этого нужно выбирать? Ужас!»

Нечего было выбирать.

Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?

В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым академиком, мы сошлись на том, что пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. Была волна, а сейчас она идет на спад.

Тогда проводилась политика по подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший.

…А на том конкурсе закупили вещь: рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.

Чувашия расположена в Среднем Поволжье в самом центре России. Она имеет древнюю историю, самобытную культуру и славится выдающимися людьми, которые внесли вклад в развитие науки и культуры не только своей республики, но и страны в целом.

В данной статье мы представим краткую информацию о биографиях некоторых знаменитых людей Чувашии с фото.

Чувашский просветитель

Яковлевич (1848-1930) - великий просветитель чувашского народа, составитель первой азбуки на чувашском языке. Именно он создал чувашскую письменность, переняв русскую графику и добавив в нее чувашские буквы. Он сам написал рассказы для своей азбуки и перевел множество книг на чувашский язык. Он открыл первую чувашскую школу в Симбирске и начал готовить педагогов. Также Иван Яковлевич известен тем, что открыл много школ в деревнях Среднего Поволжья.

Чувашия помнит своего просветителя и гордится им. В , Чебоксарах, есть проспект, названный в его честь, библиотека, установлен памятник, работает музей, а также имя Яковлева Ивана Яковлевича носит педагогический университет (ЧГПУ).

Великие писатели и поэты

Иванов Константин Васильевич (1890-1915) - ученик И. Я. Яковлева, прославился на весь мир своей поэмой «Нарспи». Несмотря на очень короткую творческую деятельность, он успел написать много стихотворений, поэм и рассказов. К. Иванов описывал жизнь и быт простых чувашей, восхищался национальным характером, а также поднимал философские вопросы.

Учащиеся на уроках чувашской литературы знакомятся с его творчеством и учат стихотворения наизусть. В Чебоксарах именем К. Иванова названа улица, установлены памятники.

Хузангай Петр Петрович (1907-1970) - выдающийся поэт, общественный и культурный деятель Чувашии. Благодаря его творчеству произошел настоящий расцвет чувашской поэзии. Он издал более пятидесяти книг, которые являются лучшими образцами национального творчества.

Айги Геннадий Николаевич (1934-2006)- известный советский поэт. Прославился тем, что являлся одним из лидеров советского авангарда. Его произведения печатались не только на родине, но и за рубежом. Г. Айги носит звание народного поэта Чувашии, имеет несколько международных наград.

Известные люди в других областях

Среди знаменитых людей Чувашии не только писатели и поэты. Есть также композиторы, архитекторы, деятели искусств, врачи и герои войн. Например, всем известный Иванович (1887-1919) - герой Гражданской войны, также находится в списке знаменитых людей Чувашии. Чапаев известен своими подвигами, патриотизмом, мужеством и героизмом.

В Чебоксарах ему установлен памятник, в честь него назван сквер, улица и завод, есть музей.

Павлова Надежда Васильевна (род. в 1956) - знаменитая чувашская балерина. В течение двадцати лет она работала в Большом театре в Москве и в большинстве постановок исполняла главные роли. Побывала во многих странах с гастролями и обладает званием народной артистки СССР.

Павлович (1892-1931) - чувашский композитор, дирижер, фольклорист и поэт. Ему Чувашия благодарна за организацию национального хора и основание музыкального образования в республике.

Федоров Святослав Николаевич (1927-2000) - известный российский офтальмолог, профессор, общественный деятель. Благодаря ему в Чувашии открылся филиал Московского МНТК «Микрохирургии глаза», который ежедневно принимает жителей не только республики, но и других регионов России. В течение 14 лет С. Федоров являлся его руководителем.

Именем известного доктора названа одна из улиц в Чебоксарах, медицинская клиника, на территории которой установлен монумент.

Юрьев Элли Михайлович (1936-2001) - известный художник, дизайнер и геральдист. Он является создателем эскизов Государственного герба и флага Чувашской Республики, герба столицы республики - города Чебоксары, а также герба Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Имя известного живописца носит улица в столице Чувашии, детская художественная школа № 4, работает Музей-галерея.

Среди знаменитых людей Чувашии 21 века хотим выделить известную легкоатлетку Олимпиаду Владимировну Иванову. Она занимается спортивной ходьбой и является мастером спорта по легкой атлетике. О. Иванова серебряный призер 28-х Олимпийских игр, которые проходили в Афинах в 2004 году.

Заключение

Конечно же, здесь представлены не все именитые уроженцы солнечной Чувашии. Список можно дополнить и другими фамилиями. Для чувашских детей знаменитые люди Чувашии являются примером для подражания. Детям нужно знать великих граждан своей родины, чтобы расти патриотами и любить не только свою республику, но и страну.

2012 год объявлен Годом российской истории. И, действительно, столько знаковых дат выпадает именно на это год: 770-летие Ледового побоища, 400-летие преодоление Смуты 1612 года и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, 1150-летие российской государственности.

Союз художников Чувашии так же имеет свою историю. Создан в 1935 году. В 30-е же годы заложены организационные основы объединения художников как мастеров-единомышленников в тесном единении с жизнью народа. Появились имена, которые сформировали основу профессионального изобразительного искусства Чувашии.Росту и становлению творческого коллектива в первые и последующие годы способствовало активное участие ведущих мастеров искусства во всероссийских, всесоюзных художественных выставках, строительство творческих мастерских и творческо-производственной базы, профессиональная подготовка кадров в стенах Чебоксарского художественного училища и художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

1950-60 годы отмечены витком творческого взлета художественной жизни республики, чему непосредственно способствовало прибытие целой генерации молодых талантов – выпускников академических вузов: ленинградского (им. И.Е. Репина), московского (им. В.И. Сурикова), харьковского государственного художественного института и других.

В начале 60-х годов решением секретариата Союза художников России в стране были созданы 10 региональных зон Союза по осуществлению выставочной деятельности на местах. Участие в первой региональной выставке «Большая Волга» в 1964 году в г. Куйбышеве (Самара), а затем в российских и всесоюзных выставках принесли признание художникам Чувашии. «Большая Волга» дала «путевку» в жизнь многим художникам, сделав их произведения популярными для зрителей. Это М. Спиридонов, Н. Овчинников, Н. Сверчков, Б. Белоусов, Ю. Зайцев, Е. Ефремова, С. Алатов, П. Сизов. Ярко, по –новаторски прозвучали работы Р. Федорова, Н. Карачарскова, В. Чуракова, Э. Юрьева.В сокровищницу изобразительного искусства вошли произведения В. Агеева, В. Петрова (Праски Витти), К. Владимирова, Н. Енилина, Н. Садюкова, Р. Терюкаловой, В. Арапова.Заметным явлением явление стали произведения среднего поколения художников республики: М. Григоряна, Ю. Ювенальева, А. Федосеева, Н. Комарова, Г. Фомирякова, К. Долгашева, В. Бритвина, В. Иванова, А. Федорова.На последних выставках смело заявила о себе одаренная молодежь, исповедующая в своем творчестве поиск стиля в решении проблем современности: О. Польдяев, О. Кокорина, Е. Туманова, Г. Кабилова, И. Улангин.Монументально-скульптурными ансамблями вошли в историю В. Нагорнов, А. Брындин, В. Немцев. В 80-е годы в чувашское искусство пришло новое поколение скульпторов, представляя свои произведения на региональных и всероссийских выставках. Это одухотворенная пластика С. Кадикина и Л. Тихонова, анималистика С. Плешкова.

Уникальная составляющая искусства Чувашии – декоративно-прикладное искусство. Заслуженную славу республике принесли национальная вышивка М.Симаковой, Т. Петровой, Т. Шарковой, высокопрофессиональное ювелирное творчество В. Николаева, работы по стеклу О. Дуняк, керамика М. Михайловой.

Сегодня в изобразительном искусстве Чувашии складываются новые художественные традиции, идут живые творческие эксперименты в поисках формы и содержания, образности и стилистики.Предстоящая выставка в г. Санкт-Петербург, посвящена Году российской истории, людям, уроженцам земли чувашской (один из них - П.А. Кикин - герой Отечественной войны 1812 года, инициатор создания и первый председатель Общества поощрения художников) внесшим огромный вклад в историю России. Выставка будет проходить в Выставочном зале Союза художников Санкт-Петербурга с 07 по 19 августа и несомненно станет экзаменом и ярким представлением творческого потенциала современного искусства России.Художники Чувашии представят свои произведения, созданные в последние годы, перед взыскательным, искушенным зрителем Северной столицы.Масштабной выставки художников Чувашии, представляющей разные жанры и виды изобразительного искусства республики в г. Санкт-Петербурге, не было многие годы и тем значительнее предстоящее мероприятие.Будут представлены на этой выставке тематические картины художников: Федоров Р. Ф. – народный художник России, действительный член РАХ, член Президиума РАХ: «И ангел поклялся живущим, что времени больше не будет», «Благоденствие»; Федосеев А.М. заслуженный художник России «Проявляясь из памяти прошлого. Портрет П.А. Кикина», Кокорина О.И.: «Проповедники»; Долгашев К.А. заслуженный художник Чувашии: «Ностальгия Филиппа Малявина»; заслуженных художников Чувашии: Анохина А.П., Бритвина В.Г., Милославской В.Г., Гайнутдинова Д.Ш.; заслуженного художника России Григоряна М.Г.; художников Лукиянова В.А., Тумановой Е.Е., Кабиловой Г.С., Козлова Г.В. и др. Участниками этой выставки будут заслуженный художник Чувашии скульптор Немцев В.Д., скульптор-анималист Плешков С.А.; заслуженный художник России, художник декоративно-прикладного искусства, мастер ручной вышивки Симакова М.В.

Примут участие в этой выставке и художники, выходцы из Чувашии, проживающие в Санкт-Петербурге: заслуженный художник России,член-корреспондент РАХ Рыбкин А.П., Федоров А.Н., Макаров А.В., друзья Союза художников Чувашии: художник Санкт-Петербурга Кожевников В.М., заслуженный архитектор России, член-корреспондент РАХ Ржевский В.Н.