Презентация на тему " Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого". Презентация на тему "социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека"

Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна. Повторить пройденное об архитектуре разных народов и эпох: архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом.

Задачи урока:

  • Ознакомить ребят с образно-стилевым языком архитектуры.
  • Расширить кругозор учащихся новыми знаниями об архитектуре.
  • Развить чувства прекрасного, ибо красота спасет мир.
  • Вызвать стремление бережного отношения к памятникам культуры и искусства, созданные многими поколениями.

I. Организационный момент.

  1. Распределить детей по группам.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Ход урока

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, вспомним какова была архитектура разных народов и эпох и познакомимся образно-стилевым языком архитектуры.

Скажите, пожалуйста, что стало причиной для человека искать жилище?

  • непогода
  • хищники
  • смена дня и ночи
  • приготовление и прием пищи

С древнейших времен человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды, хищников. Искать удобное место для сна, приема пищи. Сделать свое жилище удобным и безопасным.

Люди переходили с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди из имеющихся материалов вели строительство удобное для проживания.

Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Постройки для домашних животных, для хранения запасов пищи и разных инструментов для труда.

Давайте совершим путешествие по разным странам и посмотрим, какие дома строили люди и какие материалы использовали.

2. Демонстрация иллюстраций видов жилищ. (Приложение № 1)

Древняя Греция с ее жарким, средиземноморским климатом породила особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень.

Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную жизнь. Внутри гробницы сохраняли все бытовые условия, чтобы при возвращении души человека у него было как при жизни. Люди боялись возвращения человека, закрывали все входы и выходы.

Средневековый замок. Мой дом моя крепость. Замок окруженный водой, подъемный мост, смотровые башни.

Русские избы состояли из двух частей: обогреваемого зимой сруба и клети – места для хранения различного домашнего имущества. В избе большую часть помещения занимала русская печь. Комната обычно ничем не перегораживалась, а вся мебель располагалась вдоль стен. Спали на полатях или на печи.

Как вы думаете, какие главные принципы были заложены в строительство дома?

(Ответы учащихся)

  • Здание должно быть прочным.
  • Здание должно быть полезным
  • Здание должно быть красивым.

3. Рассказ учителя, показ слайдов. (Приложение № 2)

Стилевые направления архитектуры мира.

История не стоит на месте. «Все течет, все изменяется» – свидетельствует народная мудрость. Так было, так есть, так будет. Человек мудро переплетает прошлое, настоящее и ищет новое.

  • Античное искусство является самым древним искусством эпохи, которое начало развиваться под влиянием древнегреческой культурной традиции и зародилось оно еще до н.э – IV н.э. Само понятие «античное искусство» появилось намного позднее самого искусства, в эпоху Возрождения, когда творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, Классическими для всей европейской культуры. Античная культура пленяет нас своими пластичным, «телесным» характером. Мир – «космос» - понимается древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, мера и размеренность, симметрия, ритм, гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности. «Ничего сверх меры» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины давали предпочтение именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.
  • Романский стиль длился с X – XIII в. в. этот стиль объединял в единое целое все виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, неразрывно связанную с архитектурой, декоративно-прикладное искусство. Главным видом искусства в этот период была архитектура. Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов) , как правило, трехнефная – строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения. В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии.. Строгие романские храмы во многом подготовили готику, которая пришла на смену романскому стилю в середине XIII века.
  • Готический стиль продлился до XVI века и завершил развитие средневекового искусства Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Ведущее место в искусстве занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок (полукруглое или криволинейное перекрытие приема, имеющееся выпуклую форму ). Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами (произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего света материала) . Устремленность собора ввысь подчеркнута ГИГАНСКИМИ ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными, удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Все это вызывало эмоциональное воздействие на верующих людей. На смену готике приходит новый стиль в искусстве – ренессанс.
  • Началом эпохи Возрождения в архитектуре считается 1436 г., когда архитектор Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель Фьере во Флоренции, которая считается родиной ренессанса. Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее Возрождение, высокое Возрождение и позднее Возрождение. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной (соотношение несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции) системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла), разрабатывается теория архитектуры и концепция идеального города. Мастером, хронологически замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микеланджело Буонарроти, он же - первый архитектор нового архитектурного стиля – барокко, который пришел на смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в.
  • Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь широкого распространения. Искусству свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. В этом стиле наблюдается слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью прямолинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором. Просуществовал этот стиль в искусстве Европы с конца XVI - до середины XVIII в. в.
  • На смену барокко появляется новый стиль – рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий. С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм.
  • Начиная с середины ХVII в., во Франции господствующим стилем становится классицизм, который с конца ХУШ в. широко распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура. Среди них Дворцовая площадь (архитектор К.И. Росси), Казанский собор (архитектор А.Н.Воронихин), здание Биржи (архитектор Тома де Томон) в Ленинграде и др. Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил столь большое развитие в королевской Франции и в царской России. Вершиной классицизма становится стиль ампир, появившийся в начале XIX века.
  • Новый стиль - ампир выражался, прежде всего, массивностью монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий. Возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое.
  • В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом. Заканчивается развитие стилевых направлений в наше время – типовой архитектурой.

III. Работа с терминами

базилика - прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов.

Арка - полукруглое или криволинейное перекрытие приема, имеющееся выпуклую форму.

Витражи - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего света материала.

Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции)

IV. Самостоятельная работа.

Сегодня, основываясь на изложенный материал и опираясь на предлагаемый источник – карточки, вы должны попробовать правильно определить стиль архитектуры.

V. Обобщение по уроку.

VI. Задание на дом: в тетрадях дать краткое описание каждого стиля.

Используемая литература.

  1. «Семь чудес света». Рег кокс, нейл Моррис
  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4.
  3. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1999. – 80 с.: цв.ил.

Идеальный город Город сквозь времена и страны Идеальный город. Идеально организованное как в социальном, так и в архитектурном плане поселение человека, гармонично сочетающееся с окружающей средой. Существует в планах, проектах и сочинениях, на практике полностью до сих пор не воплощено. Основы заложены Платоном (427-347 гг. до н. э.) в диалоге «Государство», в художественной форме детально описана идеальная система жизни в государстве-городе на острове Атлантида. Учитель ИЗО и черчения МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л.Куникова Уколова Алина александровна

Дома и строения в городе были сделаны из красного, белого, чёрного камня. Все эти виды камней тоже были обнаружены в « Pampa Aullagas ». Атланти́да (др.-греч. Ἀτλαντὶς) - легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями - атлантами.

Но самая удивительная черта Атлантиды, которую Платон описывал, прежде всего, как дом Посейдона, а потом уже и как город Атлантов, в том, что центральный остров окружён чередующимися полосами воды и суши!

В тридцатые годы XIV столетия Микеланджело приступил к проектированию площади Капитолия на вершине Капитолийского холма. Свою работу он начал самым парадоксальным образом - поставил посреди будущей площади конную статую Марка Аврелия. Впервые скульптурный монумент отделился от архитектурного сооружения и получил самостоятельное градостроительное значение. Впоследствии ученики Микеланджело завершили застройку площади в соответствии с замыслом своего учителя. Главным зданием площади стал украшенный башней Дворец сенаторов. Сложное искусство созидания города.

Идеальный город Томаса Мора - Амауротум. 1512 г.

Джорджо Вазари. План идеального города. 1598 г

Идеальный город Жака Перре. 1601 г.

Идеальный город Виченцо Скамоцци Пальманова В Италии, у подножья Альп, рядом со словенской границей, расположен удивительный город – Пальманова. Он представляет собой в плане абсолютно правильную девятиконечную звезду. Пальманова была заложена правительством Венецианской республики 7 октября 1593 года, в годовщину победы венецианцев над турками в битве при Лепанто 1571 года.

Идеальный город Согласно плану итальянского архитектора Винченцо Скамоцци (1548 -1616), город и крепость получили правильную форму девятиугольной звезды, причём каждый из бастионов был спланирован таким образом, чтобы защищать соседние. Крепость была окружена рвом. Доступ осуществлялся через трое монументальных ворот. Среди внутренней застройки наиболее примечателен собор, строившийся в первые годы XVII века, возможно, по проекту того же Скамоцци.

Идеальный город призван был воспитывать нравы и чувства, исправлять души и умы. В трактатах той эпохи рекомендовалось, например, устраивать площади и перекрестки так, чтобы молодые были под постоянным наблюдением старших. Одни резвятся в открытом пространстве, другие чинно беседуют в колоннаде. Переписи показывают, что половина мужского населения итальянских городов XV века - люди до 40 лет, подавляющее большинство из них холостые. Альберти трогательно пишет: “Играющую и состязающуюся молодежь присутствие отцов отвратит от всякого беспутства и шалостей”. Пальманова (Венето, Италия). «Идеальный город» эпохи Возрождения. Построен в 1593-95. Аэрофотосъёмка.

Идеальный город Перре. 1601 г.

Идеальный город Виченцо Скамоцци Виченцо Скамоцци (Vincenzo Scamozzi) (1548 -1616), итальянский архитектор и теоретик архитектуры. По плану Скамоцци территория города была окружена двенадцатью бастионами и имела четверо городских ворот, от которых шли две главные улицы, пересекающиеся под прямым углом. На их пересечении находилась главная площадь, на которую выходили дворец, собор, университет и городские учреждения. К главной площади с запада и востока примыкали две торговые площади, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге – площадь для торговли сеном и дровами. Территорию города пересекала река, а ближе к его периферии располагались восемь приходских церквей. Планировка города была регулярной. Нёф-Бризах

Нёф-Бризах (фр. Neuf-Brisach), город в Эльзасе (Франция), строительство которого началось в 1698 г. в результате Рисвикского договора, обязавшего Людовика XIV уступить Вьё-Бризах (Старый Бризах), который сейчас называется Брейзах-на-Рейне (Германия). Людовик XIV поручил построить новый укрепленный город с целью предотвращения переправы через Рейн в данном районе. Строительство было поручено Себастьяну де Престру, сеньору де Вобану (1633 г. - 1707 г.). В плане город представляет собой восьмиугольник с бастионами (внешними), образующими звезду.

  • От примитивных укрытий в пещерах до небоскребов – созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас.
  • В истории культуры особое место занимает античное искусство Древней Греции, давшее миру образцы и понимание гармонии в виде архитектурных канонов, благодаря которым зодчество стало опираться на единую систему эстетических идей и композиционных принципов. Соразмерность и художественная цельность – основа античного идеала красоты.
  • На экране руины Афинского акрополя
  • ПАРФЕНОН - главный храм города - крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно ПАРФЕНОН великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку.
  • У подножия Акрополя – древний театр, круглый как стадион, с каменными скамейками, купившему билет, выдавалась подушка. Вместо потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя доносилось каждое слово актёра. Так древние греки умели строить.
  • Композиционная простота романского стиля, грубоватая каменная кладка и компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.
  • C:\Documents and Settings\МамаН\Рабочий стол\картины\лах.gif
C:\Documents and Settings\МамаН\Рабочий стол\картины\париж.gif
  • C:\Documents and Settings\МамаН\Рабочий стол\картины\париж.gif
  • Художественное сознание Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве, прежде всего в храмовой архитектуре, отражавшей их религиозно-мистическое восприятие мира. Готика – это суровый и одновременно изящный стиль. Она воплотила иное, отличное от античного, понимание прекрасного.
  • Зодчие Ренессанса, возродив понятие архитектурного ансамбля , создали прекраснейшие произведения, поражающие своим совершенством, гармонией и удивительным разнообразием композиционных приемов. Эти сооружения и ансамбли – первые образцы пространственной планировки в уже сложившейся городской среде.
  • Мост Понте-Пьеро.
  • Верона. Италия
  • Вилла Ротонда.
  • Арх. А Палладио.
  • Италия. XVI век.
  • Идеи Возрождения широко распространились по всей Европе, заложив основы для формирования стиля барокко. Пышность форм фасада в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.
  • Дворец Сан-Суси.
  • Германия. XVIII век
  • Дворцовый ансамбль Цвингер
  • в Дрездене. XVIII век
  • Многообразие идей античного зодчества позволило, опираясь на его наследие, создать архитектурное противопоставление пышному барокко в строгости форм классицизма. Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.
  • Большой Трианон. Версаль. Франция. XVII век
  • Богатство форм и образно-стилевого языка искусства архитектуры различных народов мира нашло свое наибольшее выражение в храмовом зодчестве.
  • Каждая религия выражает себя в культовой архитектуре. Но это особая архитектура. Храмы строятся людьми, но держаться и живут Верой. Храмы взывают к осознанию бессмертного величия Духа и Божественного дара жизни.
Большой город всегда, во все времена захватывает дух и потрясает воображение огнями и храмами, бурным движением на улицах и небоскребами. Большой город – большие возможности и большие иллюзии. Люди всегда мечтают его покорить, чтобы он знал их имя, был послушен их воле, но гораздо чаще город командует человеком, его настроением, самочувствием, утомляя или, наоборот, приободряя, поддерживая. И чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами местом, где мы живем.
  • Большой город всегда, во все времена захватывает дух и потрясает воображение огнями и храмами, бурным движением на улицах и небоскребами. Большой город – большие возможности и большие иллюзии. Люди всегда мечтают его покорить, чтобы он знал их имя, был послушен их воле, но гораздо чаще город командует человеком, его настроением, самочувствием, утомляя или, наоборот, приободряя, поддерживая. И чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами местом, где мы живем.
  • Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства. Ее мы рассмотрим на следующем уроке, на примере строительства города – ансамбля Санкт-Петербурга.
Задание
  • Рассмотрев различные сооружения знаменитых городов мира, выберите из них наиболее характерные и значительные. Соедините их в единый плоскостной ряд, создав узнаваемый силуэт города.
  • Пример выполнения задания (коллективная работа)

Город сквозь времена и страны.

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Презентация для мультимедиа-урока по изобразительному искусству по теме «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры» в 7 классе

Подготовила Сидоренкова Л.И., учитель изобразительного искусства МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»


Отгадайте загадки

  • В ней польза, красота, структура. Строить, украшать дома задача искусства…
  • Каменная летопись мира - …

Архитектура - это огромная книга на страницах которой отражены эпохи жизни человечества

Что такое стиль в архитектуре, искусстве?


Что же такое СТИЛЬ?

  • Слово « стиль» произошло от греческого «стилос», что означает палочка для письма по воску. В стиле и «прописан» высший духовный смысл эпохи.
  • Под стилем подразумевается характерный почерк художников-архитекторов, дизайнеров
  • Стиль – это совокупность признаков, характеризующих искусство определённой эпохи

- Сформулируйте цели урока.


Цели урока:

  • Обобщить знания об истории развития архитектуры, формировать представления об особенностях архитектурно-художественных стилей различных эпох и стран;
  • Научить учащихся передавать графически образ материальной культуры;
  • Научить учеников классифицировать исторические особенности конструкции и декора архитектурных построек;
  • Развивать художественный вкус на основе ознакомления с архитектурными стилями прошлого

Канонический

4тыс. до н.э. 332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность.

Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)


ордерная система (дорический, ионический, коринфский ордена) 8 век до н.э.- 5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Древней Греции, Риме.

Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, практичность, торжественность.

  • (Афинский акрополь, римский колизей)

Романский 11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, крепостной характер.

Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях, базиликах и замках.

Главный элемент композиции замка - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

  • (Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)

Готический 13 - 14 в.в.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне )


Древне - русский 9 - 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

  • (храм Св. Софии в Киеве)


Ренессанс («возрождение») 13 - 17 в.в.

Симметрия, уравновешенность, геометрическая правильность форм. Важное достижение - создание новой архитектурной формы - этажа.

Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

  • (храм Санта - Мария дель Фьоре , Купол собора св.Петра. Рим )

Барокко 17 век

Причудливый, динамичный,

богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато украшены лепниной, живописью, скульптурой.

  • (Ансамбль собора Св. Петра в Риме)

Царскосельский дворец

(Екатерининский дворец)

(Зимний дворец)


Классицизм 17 - 19 в.в.

«Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность, строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов.

  • (дворцовый ансамбль Версаля в Париже)

Санкт-Петербург:

стрелки Васильевского

Петергофский дворец

Казанский собор


Рококо 18 век

«Рокайль» - раковина. Утончённость, роскошь, декоративность, орнамент в виде раковины. Мелкая деталировка формы, насыщенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

(дворцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)


Ампир 18 век

Стиль империи эпохи Наполеона: строгость, чёткость линий, сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье

(Арка Звезды в Париже

здание главного штаба в Петербурге)


Модерн 19 -20 века

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка,

даже дверные ручки -

все тщательно проектировалось

в едином стиле

  • (Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди
  • Ярославльский вокзал в Москве)

Современный (конструктивизм, эклектика, органика, хай-тек) 20 век

Конструктивизм- конструирование окружающей среды, использование возможностей новой техники, таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту новых предметных форм

(Московский планетарий; Эйфелева башня Г. Эйфель Франция)


Эклектика

  • Соединение разностилевых элементов.

Секрет эклектики заключается в смешении двух-трёх стилей и объединении их за счет фактуры, цвета

(Исторический музей,

Дом Арсения Морозова

в Москве)


"органическая архитектура"

Утверждение необходимости и приятности для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений

с природным

окружением.

(Оперный театр, Австралия, Сидней)


"хай-тек" ("хайтек")

Максимальная функциональность. Демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла.

Центр Помпиду в Париже – музей современного искусства


Определите стиль здания Свято-Ильинского храма п. Шумячи (16-17 в.в.)


- Достаточно ли знаний, полученных на уроке, для того, чтобы хорошо разбираться в архитектурных стилях? - Какие современные сооружения, виденные вами, произвели на вас наибольшее положительное или отрицательное впечатление? Что вы можете сказать об их стиле?

  • Практическое задание:

Выполните графически эскиз здания,

способного удивить своей конструкцией и формой или сделайте графическую зарисовку исторического здания, сооружения


« Архитектура - та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осенила мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование» Н.В.Гоголь


Рефлексия урока

Какие запомнили архитектурные стили?

Чем отличается романский стиль от готического?

Есть ли в нашем посёлке Шумячи базилика?

Какие стили соединились в здании собора Святого Петра в Риме?



Используемые источники:

  • Гуров Г.Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека / поурочные разработки. 7 класс / Г.Е. Гуров, А.С Питерских. - М.: Просвещение, 2013.-142 с.
  • Классен А.В. Стили в архитектуре / электронный ресурс / - https://nsportal.ru

Фотоизображения:

  • http://www.fiesta.city
  • http://www.facade-project.ru
  • https://harpoon.pro/o-kompanii
  • http://eaculture.ru/
  • https://kopilkaurokov.ru
  • Фотографии из личного фотоархива

Город и человек

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека


Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Задача: Проследить как в материальной культуре отражается мировоззрение человека.

Задание:

1.Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности, сделайте зарисовку здания .

2.Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля и сделайте коллаж .


Чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами – местом, где мы живем.

Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – часть этого организма, определяющая его развитие.

Современный город – сочетание проблем экономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.


Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства.

Наиболее сложные архитектурные задачи вставали перед зодчими при создании городов. Когда человек перестал видеть в жилище только средство спасения от природных невзгод, а осознал необходимость красоты постройки, тогда и возникло искусство архитектуры в его современном понимании.


Образы материальной культуры прошлого

Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных народов.

Таковы русская изба, украинская хата, африканская хижина на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатская юрта среди степных просторов и ветров.

________________________


Ордер – строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных частей здания . Ордера обладают общей конструкцией и композицией, но различаются по стилю и пропорциям.

Три типа ордера:

а) дорический;

б) ионический;

в) коринфский .


Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох.

В истории культуры особое место занимает античное искусство .

Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жесткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни.

______________________


Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывает не только бытие человека эпохи средневековья, но и стиль архитектуры, называемый романским .

Композиционная простота, грубоватая каменная кладка, компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.

Под стать архитектуре этот стиль находил свое выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.


Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве.

Готика – суровый и изящный стиль. Образ города предстает как мир самых разных построек: соборов, ратуш, цехов и каменных жилых домов. Здание рассматривалось в связи с пространством. Его планировка исходила из уже сложившейся среды и той жизни, которая кипела вокруг.

Стиль готики то напряженный и жесткий, то утонченно декоративный определил не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуду, украшения.


Идеалы каждой эпохи связаны с прошлым, то обращаясь к нему, то отрицая его.

Для архитектуры Ренессанса характерно создание зданий на основе античных форм и ордерной системы.

Взлет искусства в эпоху Возрождения связан с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески, Альберти и т.д.

Архитектурные ансамбли, четкость прямоугольных объемов, уравновешенность композиции фасадов, гармония, логика – это архитектура Возрождения.


Идеи Возрождения распространились по Европе, заложив основы для формирования стиля барокко .

В великолепии дворцов и парков, изысканности украшений отражалось величие не только королей, но и всей нации, ее дух и культура.

Пышность форм фасадов в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.


Многообразие идей античности позволило создать архитектурное противопоставление пышному барокко – строгий классицизм.

Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.


Определите стиль:

2. Барокко

1. Классицизм


3. Готический 4. Античный

4. Античный


6. Ренессанс

5.Романский


7. Античный

8. Готический


9.Классицизм

10.Барокко


11. Классицизм

12. Романский


Вспомни и определи здание:

Собор Нотр дам де Пари

Кёльнский собор

Пизанская башня

Колизей

Парфенон


Коллаж прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений. В процессе создания композиции применяются различные типы наложения, смешивания, прозрачности.